Пьеса Валерия Рокотова “Булгаков и черт” в журнале “Лиterraтура”
В 137-ом номере электронного литературного журнала «Лиterraтура» опубликована пьеса “Булгаков и черт” Валерия Рокотова, ставшего дипломантом конкурса «Автора — на сцену!» 2018.
Ника Арника, редактор Отдела драматургии, взяла комментарий у автора:
«Пьесе о Михаиле Булгакове родиться помогло жульничество. Автора окрылял замысел сериала, где факты жизни писателя переплетались с его автобиографическим творчеством. К идее продюсеры отнеслись холодно, а потом выяснилось, что её по-тихому воплощают. В этой ситуации автор спросил себя: «А есть ли в случившемся что-либо позитивное?». Оказалось, что есть. Можно было сбросить цепи булгаковской биографии и, оторвавшись от грешной земли, насладиться мистическим путешествием».
Пьеса стала дипломантом конкурса «Автора — на сцену!».
Владимир Малягин, член жюри, драматург, член Союза писателей России, руководитель Семинара драматургии в Литературном институте им. А. М. Горького:
“Это непростая пьеса. И даже жанр определить не так уж легко. Но мистики в ней в любом случае достаточно. И хотя булгаковская тема без мистики не существует, автору на этот раз удалось воплотить свой, особый взгляд и собственное отношение к главному герою и его судьбе.
Сюжет не просто динамичен – он стремителен и потому у читателя нет абсолютно никакой возможности заскучать. Но этого, конечно, мало для настоящей драматургии. Точнее, с этого интереса драма только начинается. А что внутри нее?
А внутри, на мой взгляд, именно тот главный конфликт, который и разрывал всю жизнь душу Булгакова. Конфликт между Небом и адом, между Добром и злом, между «хочу» и «должен». И автор пьесы никак не скрывает от нас этого главного булгаковского противоречия, главной нерешенности его жизни. И из этой нерешенности вырастает последняя нерешенность: так что же такое вся жизнь Михаила Афанасьевича? Добро или зло? Поражение или победа? И что такое всё его творчество?
Рокотов не выносит приговора своему герою, но и не возводит его на пьедестал. Он такой, какой есть. И поражение его жизни неотделимо от победы, а победа – от поражения.
Мне очень дороги та глубина и серьезность (и та оригинальность и художественная яркость!), которые автор продемонстрировал в этой теме, которую в последние десятилетия мы привыкли считать избитой.”