«Белая гвардия» Булгакова в МХАТ им Горького
Павел Карташев, режиссер, критик
О спектакле хочется написать подробнее, перечитать пьесу, прочитать увиденную вчера редакцию пьесы – тонкую, мощную, и пересмотреть фильм Басова. Но это всё после.
Напишу впечатления.
Видно, что героев играют актёры старше, чем то прописано у Михаила Булгакова. Татьяна Шалковская (Елена), Валентин Клементьев (Алексей Турбин), Михаил Кабанов (Шервинский) играли в этой постановке в 90-е гг. Поставленный в 1991 году народной артисткой СССР Татьяной Васильевной Дорониной спектакль восстановлен в этом году народными артистами России Клементьевым и Кабановым. Надо признаться, это первый спектакль, который я смотрел по этой пьесе. И слава Богу, что в МХАТ им Горького. Мне и нужен был театральный историзм, «нафталин» в хорошем смысле если угодно, я хотел прочувствовать живую связь с тем знаменитым спектаклем 1926 года, ставшим своего рода «Чайкой» второго поколения Художественного театра.
«Белая гвардия» – название самого Булгакова, авторский вариант пьесы находился в музее театра им Вахтангова. Вахтанговский музей с пониманием отнесся к просьбе МХАТ им Горького. В соответствии с замыслом автора, был взят именно этот вариант.
В 1926 году постановка этой пьесы произвела фурор в театральной Москве. Машинистка И.С. Раабен (дочь генерала Каменского), которая печатала роман «Белая гвардия», вспоминала: «Спектакль был потрясающий, потому что всё было живо в памяти у людей. Были истерики, обмороки, семь человек увезла скорая помощь, потому что среди зрителей были люди, пережившие и Петлюру, и киевские эти ужасы, и вообще трудности гражданской войны…».
В версии 2018 года чувствуется очень чуткое отношение к автору, к духу пьесы. Булгаков, что называется, проступает как живой в этой камерной истории – авторской редакции без гетмана, петлюровцев, германских офицеров и массовок с юнкерами и гайдамаками. В сюжете лихо замешаны любовь и война, честь и предательство, трусость и достоинство, Россия и Запад, Троцкий и «мужички-богоносцы» Достоевского, а поверх всего этого феноменальный булгаковский юмор и булгаковская же глубина. Невероятно актуальный текст, настоящая современная пьеса! Так всё остро, животрепещуще, так всё попадает в сегодняшний день… Проблема украинизации столетней давности ровно та же, той же политической направленности, что и сейчас. «Европе нужна гетманская Украина как кордон от московских большевиков», – говорит «крыса» Тальберг.
Отличительной чертой спектакля является экзистенциальное ДВИЖЕНИЕ К ОСОЗНАНИЮ судьбы России. Банально звучит, но судьбы героев растворяются в судьбе России, истаивают в ней, ты это видишь и чувствуешь. Видишь и чувствуешь весь 20-й век и начало нашего 21-го, ощущаешь живую связь с теми людьми и понимаешь, что мы, по сути, ЖИВЁМ С НИМИ В ОДНО ВРЕМЯ. У Бога нет мёртвых, у Бога все живы… Я бы назвал это время «временем града Китежа», неким потаённым местом, где мы, русские, зализываем раны, копим силы, молимся, любим, страдаем, работаем, служим, верим и боремся, но никогда не сдаёмся. Здесь, в этом сакральном месте-пространстве, живут и помогают нам Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Островский, Чехов и Горький. Это наш «священный Грааль», здесь набирался и хранится русский культурный код, здесь «мы отдохнём» после смерти.
Занавес с чеховской «Чайкой» закрылся, а впечатление «затонувшего Китежа» русского духа осталось, ушедшего на дно до поры до времени от лихой поры, от годины безумия. От всего того, в чём мы с вами, собственно, и живём…
28.09.2018
Пьеса Шауры Шакуровой “За синими туманами” в журнале “Лиterraтура”
В 134-ом мартовском номере электронного литературного журнала “Лиterraтура” опубликована пьеса Шауры Шакуровой “За синими туманами”, которая вошла в десятку победителей конкурса “Автора – на сцену!” и получила грант на полмиллиона на постановку. В данный момент ведутся переговоры с несколькими театрами.
Редактор отдела драматургии Ника Арника попросила автора рассказать историю создания пьесы.
Шакура Шаурова: «Толчком к написанию этой истории стали два события с новостных сайтов, а именно: информация о том, что наша республика стоит на первом месте по количеству самоубийств и о детях из Бурзянского района Республики Башкортостан, вынужденных ходить в школу с топорами. В этой пьесе есть лишь один реальный прототип – Шамиль. Писала я эту пьесу по ночам во время декретного отпуска. Название пьесы взято из одноименной очень популярной башкирской песни. Когда училась во ВГИКе, я общалась с молодежью, жившей в Москве. Песня «За синими туманами» по-прежнему остается негласным гимном башкир Москвы. Пьеса по-своему раскрывает содержание этой песни».
Комментарий члена жюри Конкурса Владимира Горбаня:
“Очень актуальная история о молодых людях из Башкирии, которые приехали в Москву. Они – иммигранты. Они приехали, в надежде найти приличную работу и поправить материальные дела для себя и своих родных в Башкирии.
Их задача – найти лучшее место на Земле, и добиться хорошего положения в структуре социума. Герои Шауры Шакуровой – Марат, Шамиль, Эльмира и Залия, живут в остром ожидании несбыточного счастья. Они хоть и находятся в Москве, куда так стремились попасть, но все их мечты и мысли о родной Башкирии, о родных местах. Они всегда помнят о родине. Но они так далеко от нее и так давно ее не видели, что родные края уже растворяются, скрываются “за синими туманами”.
Герои пьесы и влюбляются, и расстаются, и предают, и прощают. Развитие сюжета идет интересно и многопланово. Запоминающиеся характеры, выдержанность стиля – все это есть в пьесе.
Автор в финале дает надежду героям на лучшую жизнь. И это замечательно.”
Отзыв члена жюри Конкурса Натальи Якушиной:
“Хорошо написанная история про молодых людей, которые вынуждены покидать родные края (Башкирию) и ехать на заработки в столицу, в Москву. В Москве они переживают различные трудности, скучают по родному краю и у них портится характер. В центре сюжета – любовная история. Три молодых человека вместе снимают квартиру. Два парня и девушка. Один парень пытается заработать деньги и отдать крупный долг за мать, которая его в детстве бросила, поэтому он обманывает друзей, берёт с них больше денег за квартиру, а сам не платит. Его преследуют работники коллектора. Другой парень очень порядочный, имеет хорошую работу, каждый день молится, он влюбляется в девушку, занимается с ней любовью, а потом бросает её из-за соседки, смазливой стюардессы. В эту же девушку влюбляется и первый парень. Хотя кажется, что вот-вот история закончится трагедией, кого-нибудь убьют или кто-то покончит с собой, но этого не происходит, всё заканчивается благополучно: первый парень женится на брошенной девушке, другой на стюардессе, которую опять бросил олигарх. Это была бы хорошая пьеса, если бы у неё был другой конец. А так финал попросту слит. Трагедии так и не случилось. Но в пьесе хорошо прописаны характеры, немного действующих лиц, хорошие диалоги, детали точно прописаны, идея тоже хорошая, обозначены важные проблемы – и бездуховность, и отрыв от корней, и необходимость бросать родные места, родных, ради достойного существования, неравномерное распределение ресурсов внутри страны, молодёжи некуда деваться.”
Пьесы победителей конкурса “Автора – на сцену!” в журнале “Лиterraтура”
Уважаемые авторы!
Рады вам сообщить, что наш новый информационный партнер электронный литературный журнал “Лиterraтура” уже опубликовал на своих страницах пьесы трех из десяти победителей конкурса “Автора – на сцену!”: “Ведро” Даниэля Орлова, “Ширма” Марты Лариной и “Шелест могучих крыльев” Сергея Кочнева.
Редактор отдела драматургии Ника Арника взяла у двух авторов небольшие комментарии:
“Пьеса Сергея Кочнева стала победительницей в конкурсе «Время драмы», вошла в шорт-лист «Кульминации» и, наконец, вошла в число победителей конкурса «Автора – на сцену». На момент публикации, есть заявки на постановку от шести театров. – «Пьеса эта на удивление быстро написалась. Обычно я мучаюсь неделями-месяцами-годами, пишу медленно, долго, трудно. А тут как-то сразу придумалась основная канва, я начал что-то записывать, а потом герои мои ожили и начали действовать сами, я только успевал фиксировать. Возможно мне было легко писать потому, что изначально я знал для кого пишу эту пьесу – моим хорошим друзьям артистам, супругам. Мы вместе работали 30-ть лет назад в Чебоксарах и дружим до сих пор».
Пьеса Марты Лариной о вдове Чайковского писалась, по признанию автора, около четверти века, для сбора материала приходилось даже обращаться к документам из архивов министерства обороны. Пьеса победила в конкурсе “Автора – на сцену” и тоже ждёт своей постановки. – «Выражаю почтение композитору, писателю, исследователю творчества Петра Ильича Чайковского Валерию Соломоновичу Соколову, рассказавшему миру правду о судьбе Антонины Ивановны Чайковской, вдовы великого композитора.»
Продолжается прием работ на конкурс «Детство. Отрочество. Юность»
Газета “Культура”: Так называется Международный творческий конкурс пьес для детей и юношества, который объявлен Национальной Ассоциацией Драматургов (НАД) и Пензенским драматическим театром им. А. В. Луначарского.
«Детство. Отрочество. Юность»
“Литературная газета”: “Детство. Отрочество. Юность”. Так называется Международный творческий конкурс пьес для детей и юношества, который объявлен Национальной ассоциацией драматургов (НАД) и Пензенским драматическим театром им. А.В. Луначарского, на сцене которого и будет поставлена в новом сезоне пьеса, занявшая первое место. Пьесы, взявшие «серебро» и «бронзу», будут опубликованы в тематических изданиях, а также предложены в театры страны при содействии ООО «Театральный агент».
В жюри конкурса входят: Владимир Малягин – драматург, член Союза писателей России, руководитель семинара драматургии в Литературном институте им. А.М. Горького; Сергей Казаков – заслуженный артист России, художественный руководитель Пензенского драматического театра им. А.В. Луначарского; Рената Сотириади – режиссёр, заместитель директора Театра на Таганке по малой сцене; Павел Карташёв – режиссёр, художественный руководитель Самарского художественного театра; Сергей Ефимов – создатель и главный редактор интернет-портала «Театральная библиотека Сергея Ефимова», организатор и член жюри Международного конкурса современной драматургии «Время драмы».
Приём пьес продлится до 12 июля. А 12 августа, в День молодёжи, будут объявлены победители. Награждение состоится в сентябре в Пензенском драматическом театре им. А.В. Луначарского.
Работы принимаются на электронный адрес info@rudrama.ru с пометкой «Конкурс «Детство. Отрочество. Юность». Заявки должны быть оформлены строго в соответствии с Положением о конкурсе. С подробностями и условиями можно ознакомиться на официальном сайте Национальной ассоциации драматургов (НАД).
19.02.2019
Драматурги объединились, чтобы бороться за свои права
8 февраля в Министерстве культуры собралась делегация драматургов для серьёзного разговора с директором Нормативно-правового департамента Натальей Викторовной Ромашовой.
Инициатор разговора – известный драматург Валентин Красногоров, написавший в Министерство культуры открытое письмо, которое подписали многие драматурги. Письмо касалось незавидного положения драматургов и массового нарушения их авторских прав.
Министерство культуры оперативно отреагировало на письмо и пригласило драматургов пообщаться, чтобы в перспективе наметить план работ по нормализации создавшейся непростой ситуации.
Первым выступил Валентин Красногоров, который достаточно подробно и внятно перечислил существующие проблемы:
– автору навязываются низкие отчисления, часто бывает, что автора оставляют и вовсе без гонорара;
– пьесы ставятся в театрах под другими именами;
– не выплачивается гонорар по договору;
– нет имён авторов на афишах;
– тексты авторов переделываются без согласия автора;
– запрещают авторам присутствовать на репетициях;
– потеряно достоинство профессии драматурга…
Валентин Красногоров заметил, что драматург больше не литератор, а текстовик. Обратил внимание на отсутствие творческого контакта между драматургом и театрами. «Есть правильные законы и есть судебная театральная практика, но она, к сожалению, не может реализовать право и выполнение законов в отношении драматургов. 97 процентов всех драматургов не зарабатывают этой профессией, вынуждены работать по другой специальности. Я не против кого-то, и не за кого-то, просто свидетельствую о той сложной ситуации, которая сложилась», – сказал Валентин Красногоров.
Также Валентин Красногоров рассказал, что любительские театры вообще оказались вне правового поля, они даже не считают нужным уведомить автора о постановке. «Почему-то человек в магазине не берёт колбасу бесплатно, объясняя это тем, что он любитель колбасы, но пьесы можно брать для постановки, говоря, что они любители театра. Многие считают, что интеллектуальная собственность ничего не стоит».
Валентин Красногоров предложил освободить драматургов от уплаты пошлины в суд, вывесить на сайте Министерства культуры настоятельные рекомендации для театров и создать рабочую группу для решения проблем. В рабочую группу вошли Валентин Красногоров и Глеб Нагорный.
Потом выступил председатель Национальной Ассоциации Драматургов Юрий Поляков. Он рассказал о том, что в Год Театра не включили ни одного драматурга в Оргкомитет. На его вопрос Александр Калягин сначала замешкался, а потом ответил, что есть один драматург – Владимир Ростиславович Мединский. Валентин Красногоров же добавил, что драматургов чаще всего не включают в состав жюри различных театральных фестивалей и премий, считая их лишними.
Юрий Поляков также заявил, что допущенная ошибка с драматургами уже осознана, осенью планируется провести масштабный съезд драматургов вместе с завлитами, где планируется провести ряд мероприятий: круглые столы, лекции и так далее. И предложил вынести вопрос о статусе драматурга, поднятии престижа профессии и соблюдении авторских прав уже на ближайшем заседании Общественного совета в марте.
Драматурги словно выпали отовсюду. В театре их считают лишними, потому что они относятся к сфере литературы. В сфере литературы их считают относящимися к театру. Такие своеобразные творческие маргиналы.
Затем взяла слово Виктория Сладковская, генеральный директор «Театрального агента». Она посоветовала драматургам обращаться в агентство, так как в агентстве работают профессиональные юристы, которым выгодно защищать права драматургов. Не получает драматург гонорар – агентство не получает прибыль. Виктория Сладковская заверила, что они строго следят за соблюдением законов театрами. Кроме того, для повышения престижа профессии драматурга и продвижения пьес в театры «Театральный агент» создал драматургический конкурс «Автора – на сцену», 10 победителей которого получают 500 тысяч на постановку в региональных театрах.
Председатель Правления РАО Максим Дмитриев посетовал, что РАО является таким же заложником, как и авторы, потому что не является правообладателем, чтобы подавать в суд. И посоветовал лучше обращаться в коммерческую организацию «Театральный агент», потому что у них больше возможностей для защиты авторского права.
Присутствующая драматург Ольга Мухина заметила, что трудно законодательно защитить идею автора. Можно сохранить текст правильным, а идею автора полностью извратить и заменить на другую. И рассказала, как авторам выкручивают руки при подписании договора. «Или подписывай – или иди в другой театр».
Наталья Ромашова подвела итоги встречи и пообещала авторам всестороннюю поддержку. Посоветовала писать письма в Министерство культуры, жалобы на те театры, которые систематически нарушают авторские права, и они назначат плановые проверки этих театров. Валентин Красногоров поблагодарил от лица всех драматургов Нормативно-правовой департамент Министерства культуры за быструю реакцию на его письмо. Драматурги остались встречей довольны.
«А можно лучше?»
Впечатления от прочитанных пьес участников I конкурса «Автора – на сцену!»
Наталья Якушина, драматург, организатор Международного драматургического конкурса «ЛитоДрама» и Семинара драматургов под руководством И. Райхельгауза при театре «Школа современной пьесы», член жюри I конкурса “Автора – на сцену!”
Сразу бросается в глаза, что драматурги перестали редактировать тексты, не доводят творения до совершенства. То есть, в основном, как написалось, так и написалось. Я даже поинтересовалась у некоторых, почему они на половине бросили писать пьесу, или не хотели бы они переделать тексты, чтобы они стали лучше. И почти все отвечают, что никогда этого не делают. Это даже вроде как стыдно стало. «Я сразу пишу чистовик, и берите так, хороший режиссёр поставит даже телефонный справочник».
Я вспоминаю Александра Гельмана, он рассказывал, как работает над своими текстами. Много раз перечитывает и над каждой строчкой думает: а можно ли лучше? Если он сам себе отвечает, что можно лучше, то он пишет лучше, и так до тех пор, пока лучше уже невозможно. Или Юрий Поляков. Он над каждой пьесой работает по 2 года. Читает вслух с разной интонацией. Интересуется у знакомых, видели ли они, читали уже что-то подобное, угадают ли финал. И некоторые другие авторы вычеркивают всё лишнее, ищут точное слово. Переписывают пьесу по много раз. То есть работа идёт напряжённая. Старая добрая школа. Но современные драматурги в большинстве своём совершенно не привыкли трудиться. Люди ленятся и думают: «А вдруг не заметят», но все недостатки заметны.
Отсутствие хороших сюжетов. Все сюжеты уже придуманы, да, но даже давно придуманные отсутствуют в работах. Люди просто собрались, чтоб поговорить, а потом разошлись. Вот самый распространённый сюжет. На протяжении страниц 50-ти люди просто говорят ни о чём. Аристотель бы возмутился, и я возмущаюсь вместе с Аристотелем. Ни начала, ни конца. Можно с тем же успехом раньше начать и позже закончить.
Отсутствие эффектных начала и финала. Редкая пьеса, в которой есть грамотный и хороший финал. Часто вообще финал попросту «слит». То есть автор не знает, как закончить пьесу. Он начал писать, не видя, чем закончится его творение. Чаще всего отсутствие финала называют открытым финалом. Но открытый финал, это всё-таки когда можно догадаться, чем всё закончилось, просто автор посчитал, что лучше финал не озвучивать, да его и не надо озвучивать, потому что он так к нему подвёл, что у всех финал этот открылся в голове. Ну, как «2+2=», всем понятно, что дальше «4». А не так, чтоб я думала, а зачем автор всё это писал, зачем я это так долго читала, чтоб в итоге ничем не закончилось. Я чувствую себя обманутой. Меня долго водили за собой (и это было скучно, утомительно), обещая кость, а кости так и не дали. Ненавижу финалы, когда из них сахар можно выжимать. Вроде «ой, ты моя милая, а ты мой милый, давай больше не будем ссориться, и каждый день у нас за окном будет солнце». По началу судят произведение, если начало никудышнее, никто дальше читать не будет. Но люди всё равно в начале на страницах 5-10 расставляют тарелки на стол, спрашивают, принести ли огурчики, «свои засолили», и т.д.
Нет интересных идей. Чтоб глубокие, свежие, чтоб интересно было подумать, чтоб не отпускало. Вот правильно Екатерина Кретова сказала однажды на семинаре в Школе современной пьесы, что судить о пьесе можно по тому, как её обсуждают. Если спорят по поводу того, как написано, хорошо ли, плохо ли, то это плохая пьеса. Если спорят по поводу того, о чём в пьесе написано, а про то, как написана, даже не вспоминают, то значит хорошая пьеса. К сожалению, даже в очень хорошо написанных пьесах с точки зрения грамотности и умению завернуть изящно фразу, нет хороших идей. И тут можно добавить, что есть идея как главная мысль произведения, и есть идея как центр притяжения сюжета, не знаю, как лучше выразиться. Ну, вот, например, пьеса Михаила Хейфеца «Рок-н-ролл на закате» о том, как мужчина перестал ходить на танцы, а женщина осталась без партнёра и пришла к нему домой, чтобы уговорить вернуться, мужчин-то нет, одни женщины на этих танцах, а танцы парные, и у них завязываются непростые отношения. Или идея пьесы «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой, где мальчик привёл домой бомжиху и захотел, чтобы она с ними жила. Большинство пьес не имеет никакой интересной идеи. Авторам кажется, что должно быть интересно, потому что про войну, или потому что любовь может всё, или потому, что у них про добро написано. Но это не то, чем можно удивить вообще кого бы то ни было. Я всё-таки считаю, что, не имея в голове внятной, блестящей идеи, и не надо вообще начинать писать, как бы хорошо у тебя не получалось.
Не умеют авторы сокращать. Разведут, что называется, «воды». А эта «вода» способна угробить любое произведение. И не нужно забывать, что актёрам всё это учить.
Диалоги надо читать вслух. Тогда станет понятно, что кое-какие фразы крайне тяжело произнести. Диалоги двигают вперёд сюжет. То есть каждая фраза должна быть зачем-то нужна. Если это ненужные какие-то подробности из жизни, например, приходит соседка, которая всего лишь зашла спросить, есть ли соль, и начинает зачем-то рассказывать, что в семь лет папа водил её в цирк, а там были забавные обезьяны, – вычеркивать!
Не должно быть лишних героев. Во-первых, театры сейчас ограничены, как правило, в бюджете, и хотят пьесы, где как можно меньше ролей и декораций, а, во-вторых, лишние герои усиливают тоску, провисание сюжета.
Отсутствие конфликта. Вообще отсутствуют конфликты, как внутренние, так и внешние. Когда муж поругался с женой из-за плохо сготовленного ужина, а потом они помирились, и на этом всё, это не конфликт.
Герои ничего не хотят и ничего не делают. Все герои словно без воли, без сердца, без ума, без характера, они покорно плывут туда, куда дует ветер, они даже не вполне понимают, куда плывут, просто плывут. И вообще ощущение, что все спят, и я сплю, когда всё это читаю. Очень хочется спать, правда. Многие для этого и читают, как признаются, современные произведения, чтоб заснуть, то есть используют вместо снотворного.
Графоманы научились шифроваться. Они то верлибром теперь пьесы пишут, то про древнеегипетских богов, то так, чтоб вообще ничего не было понятно. И все обычно говорят, что пишут для какого-то своего читателя. На деле же, я думаю, что они вообще ни для кого не пишут, просто почему-то хотят писать, не важно что. Я же думаю, что все люди устроены примерно одинаково, им нравится всем, когда хорошо написано и интересно. И не надо перекладывать на читателя или зрителя свою несостоятельность, говоря ему, что это, мол, не мой читатель, не дорос, или что-то типа того.
Не цепляет. Вот редко, когда цепляет с первых же строчек. Наверное, это и есть талант. Когда автор только начал говорить – и все включились сразу.
Почти никто не умеет грамотно строить сюжет. Не умеют придумать завязку. Нет поворотных пунктов, перипетий, антагонистов, ни параболы, ни дуги, ни в итоге катарсиса, конечно же… А это тот скелет, который необходим.
Герои неинтересные. Обычно это вообще какие-то куклы, которых автор двигает по своему усмотрению. Авторы не стремятся придумать герою особенную речь, хорошую историю, характер. И даже не могут выделить кого-то в главные герои. А ведь важно понимать сразу, про кого история, и про что. Иначе кому люди должны сопереживать? Вот понашли в комнату всякие-разные люди, они отличаются друг от друга только тем, что один молодой, а другой старый, вот это женщина, а это мужчины, это дочь, а это тётя приехала из Саратова, как раз подгадала. И вообще семейные саги надоели уже. Каждая третья пьеса про то, как семья решила отпраздновать чей-то день рождения. Или на похороны съехались, или делят квартиру. И штампы проявляются прежде всего именно в наборе персонажей. Олигарх – частая фигура. Соседка. Если деревня, то обязательно дед должен быть на завалинке. Мать и дочь часто. Вот кому интересна пьеса про мать и дочь? Особенно, когда это самая простая семья, и мать просто говорит, что дочь не то надела. Надо бы так писать, чтобы можно было увидеть душу героя и там жить.
Совершенно почти исчезли пьесы про любовь. Видимо, потому что герои вялые, они и влюбляться по-настоящему не умеют. Любовь превратилась в какую-то вещь, которую все делят, приобретают, пытаются избавиться, продать, делят… Чувства и эмоции перестали людей захватывать. От этого и пьесы без эмоций, ровные, стерильные, в одном темпе…
Индивидуальности, оригинальности вообще почти нет. Иногда кажется, что все эти пьесы, что прочитала, написал один и тот же автор под разными псевдонимами. Хорошо бы, чтобы у каждого автора был свой узнаваемый бренд. Редко какого автора я могу угадать с первой строчки.
Атмосфера. Иногда авторы «выезжают» на атмосфере. И это действительно хорошо для пьесы, когда создаётся особая атмосфера, аура, настроение.
Авторы перестали развивать себя как личности. А личность автора видна в тексте. Это вот тот лист, на котором и пишется пьеса. Если автор злой – это сразу видно. Если автор недоразвитый – это тоже видно сразу. И бросается в глаза отсутствие какой-либо внятной системы ценностей. Вот я читаю часто и думаю, а где же автор. Герои сами чего-то делают, а автор словно отсиживается в кустах, он не хочет проявить свою мысль никоим образом. Поэтому, может, и становится модным записывать людей на магнитофон, а потом так и вставлять в пьесу. Фундамент прочный, знания, опыт, – это тоже сразу чувствуется, и это преогромнейший плюс. Я вот лично считаю, что автор – это не машинка для писания, яркая, незаурядная личность должна быть у автора, и это не должен быть человек, который ничем в жизни, по большому счёту, не интересуется, не развивается. Я иногда смотрю на авторов, вот даже по Фейсбуку, кажется, что вся жизнь их только на писательстве и строится, им даже нечего сказать людям, вот просто даже «я сегодня варенье сварила», и ладно бы, они писали что-то стоящее…
Вот те десять пьес, которые я для себя назвала лучшими и короткое описание, почему.
Ольга Степнова. “Девочка моя”
Пьеса будет востребована театрами, очень хорошо подходит для антрепризы. Всего пять героев, можно использовать минимум декораций. Отличные диалоги. Пьеса захватывает с первой минуты, видишь всё то, что может происходить на сцене. Хорошо прописаны характеры героев. Удачный сюжет. В центре сюжета – любовный треугольник. Муж, жена и любовница. Муж хочет уйти от жены к любовнице, но жена в результате аварии теряет память и считает себя маленькой девочкой. Муж не может бросить в таком состоянии жену, ухаживает за ней. Любовница же подозревает, что жена обманывает и, на самом деле, здорова. В результате так и оказывается, но этого времени достаточно для того, чтобы муж и любовница пересмотрели свои отношения, муж вернулся к жене, а любовница, наконец, приняла ухаживания более богатого мужчины. Счастливый конец. Лёгкая, забавная история из жизни каждого, без излишнего морализаторства. Написана рукой мастера.
Валерий Алфёров. “Закон бумеранга”
Поучительная история. Пьеса написана хорошим языком. Но подходит больше для воплощения в кино или прозе. Места действия постоянно меняются. То больница, то деревня, то аэропорт…
Сюжет достаточно интересный, с поворотными пунктами, но слишком уж притянутый за уши, отчего кажется сказочным. И в начале пьесы врач и есть Шахрезада, которая рассказывает сказку раненому. Мужчина обещает деду, что разыщет женщину, которая помогла ему спастись в войну. Мужчина – хирург. И он берёт отпуск, чтобы отправиться на поиски. Но до того, как он успел уйти в отпуск, появляется сложный пациент, мать пациента умоляет доктора остаться и сделать операцию сыну, кроме этого хирурга никто не сможет. Тот отказывается и всё-таки едет в аэропорт, но там узнаёт, что рейс отложили, возвращается и делает операцию. Потом добирается до места жительства старушки, узнаёт, что она умерла, но у неё осталась внучка, как раз та женщина, сыну которой хирург сделал операцию. То есть он долг уже отплатил. Всё закончилось свадьбой. И вот сидит дочь от этого брака и рассказывает историю раненому. Но, может, сейчас такое время, когда сказок не хватает. Но надо было добавить сказочных элементов тогда, чтобы история выглядела более убедительной. Потому что на реализм это не тянет. Чего только в жизни не бывает, но в драматургии всё должно быть оправдано и не выглядеть притянутым за уши.
Ирина Якубовская, Андрей Пархоменко. “Привет, КарлCон!”
Добрая, светлая пьеса для просмотра всей семьёй. Она будет интересна и взрослым, и детям. Пьеса очень человечная. Про людей, которые оказались одинокими. Карлсон – это бомж, который живёт на чердаке. Малыш – школьник, который прогуливает школу и ищет на чердаке уединения. Фрекен Бок – управляющая ТСЖ. На чердаке произошла их встреча и сдружила. Дружба повлияла положительно на характеры героев. Управляющая стала добрее, бомж перестал пить и стал ответственным, мальчик начал ходить в школу. Всё, чего этим людям не хватало – это внимание и общение. Отсутствие внимания и общения, одиночество – это важная проблема современного общества.
Очень хорошие, весёлые, иногда грустные, диалоги. Ощущения, эмоции от этой пьесы самые светлые, приятные. Прекрасно выписаны характеры. Всего три главных героя. На протяжении всей пьесы авторы удерживают внимание.
Александр Косенков. “Вспомни своё имя”
Очень интересная пьеса, насыщенная событиями. В пьесе есть атмосфера, воздух. Хорошо написана, стиль необычный, немного смахивает на конец 19 века, хотя события происходят в наше время. Место действия одно – старинный полуразрушенный особняк. Количество героев – в самый раз: не много и не мало.
Сюжет достаточно простой. Богатый предприниматель решил вернуться к корням, хотя он сирота и вырос в детском доме, он думает, что его мать – покойная уже председатель колхоза Прасковья Зотова. Именем её называли Дом культуры, санаторий для жителей деревни, который находился в старинном особняке. Затем в особняке находился сумасшедший дом. И вот сумасшедший дом выселили из здания, а здание хочет купить предприниматель Зотов, чтобы открыть здесь фешенебельный Дом отдыха. Собирается вложить в это предприятие все свои деньги. Зотов приезжает погостить в особняк, посмотреть объект. В ходе знакомства с местными жителями открываются тайны, происходят криминальные события, местного священника увозят в больницу с тяжёлыми травмами. Но всё заканчивается хорошо, к Зотову возвращается супруга, она беременная, и есть возможность узнать правду, сын ли Зотов Прасковьи, сделав ДНК-экспертизу предполагаемого отца и брата, которых Зотов встретил в деревне. Финал остаётся открытым.
Шаура Шакурова. “За синими туманами”
Хорошо написанная история про молодых людей, которые вынуждены покидать родные края (Башкирию) и ехать на заработки в столицу, в Москву.
В Москве они переживают различные трудности, скучают по родному краю и у них портится характер. В центре сюжета – любовная история. Три молодых человека вместе снимают квартиру. Два парня и девушка. Один парень пытается заработать деньги и отдать крупный долг за мать, которая его в детстве бросила, поэтому он обманывает друзей, берёт с них больше денег за квартиру, а сам не платит. Его преследуют работники коллектора. Другой парень очень порядочный, имеет хорошую работу, каждый день молится, он влюбляется в девушку, занимается с ней любовью, а потом бросает её из-за соседки, смазливой стюардессы. В эту же девушку влюбляется и первый парень. Хотя кажется, что вот-вот история закончится трагедией, кого-нибудь убьют или кто-то покончит с собой, но этого не происходит, всё заканчивается благополучно: первый парень женится на брошенной девушке, другой на стюардессе, которую опять бросил олигарх. Это была бы хорошая пьеса, если бы у неё был другой конец. А так финал попросту слит. Трагедии так и не случилось.
Но в пьесе хорошо прописаны характеры, немного действующих лиц, хорошие диалоги, детали точно прописаны, идея тоже хорошая, обозначены важные проблемы – и бездуховность, и отрыв от корней, и необходимость бросать родные места, родных, ради достойного существования, неравномерное распределение ресурсов внутри страны, молодёжи некуда деваться.
Олег Малышев. “Дорогой подарок”
Зарисовка из жизни в деревне. Для полноценной пьесы не хватает хорошего сюжета. Молодая девушка Мария живёт в деревне, не видит жизни, потому что у неё мать-истеричка, которая только и делает, что издевается над дочерью. Неожиданно дочь оказывается беременной, неизвестно от кого, что ещё больше усложняет жизнь дочери. Дочь же добрый, хороший человек, вызывает сопереживание, и, конечно, её должно ждать счастье. И вот счастье
пришло. Местный молодой алкоголик бросает пить и женится на Марии. Видимо, имя придумано не просто так, есть параллель с библейской Марией и её непорочным зачатием. Не последнюю роль в счастливом завершении истории играет местный пожилой житель, который разводит пчёл на окраине деревни и говорит на редком диалекте.
Марта Ларина. “Ширма”
Лирическая, тонкая и трагическая история жены П.Чайковского. Это, по сути, монолог, рассказанный несчастной женщиной, которую упекли в психушку. Главное героиня вызывает сочувствие. Такую пьесу будет легко поставить. Она не очень долгая, и будет точно интересна актрисам, у которых намечается бенефис.
Хотя пьеса затрагивает и великого композитора Петра Чайковского, его нетрадиционную ориентацию, сделано это деликатно, и вообще мне очень понравилась идея, что Пётр Чайковский в пьесе всё время отсутствует, он великий человек, который сочиняет великую музыку, а бытовые вопросы, в том числе проблемы с его женой, по сути, фиктивной, улаживают родственники и друзья. И, наверное, великий композитор даже не заметил, что обрёк не такого великого человека на медленное умирание.
Даже абстрагируясь от реальной истории, хотя и с исторической точки зрения пьеса интересная, в пьесе затронуты важные и интересные темы на все времена: позволено ли великому человеку быть безнравственным, угнетённое положение женщины в обществе с патриархальными устоями.
Михаил Хейфец. “Кабаре «Астория»”
Пьеса посвящена Юрию Зойферу, драматургу, поэту и журналисту. В Вене 20-30 годов XX века получили массового распространения политические кабаре, на эстраде которых разыгрывались скетчи и спектакли на актуальные социальные темы. Ю. Зойфер — один из самых популярных авторов острых сцен, сатирических куплетов и песен. «Астория» — это название пьесы Ю. Зойфера, действие в которой происходит в условной стране, в придуманном автором городе. Содержание пьесы — протест против насилия и несправедливости.
Михаил Хейфец в своей пьесе воссоздал атмосферу пьес Юрия Зойфера. И главный герой – это и есть Юрий Зойфер, который трагически умер в молодом возрасте от тифа.
Пьеса абсурдная, оригинальная, остроумная, напоминает клоунаду. То и дело звучат барабаны, если вдруг кто уснёт. Пьеса хорошо написана. Хотя она трагическая, у неё шутливый и весёлый дух.
Александр Игнашов. “Нюрнберг”
Тяжёлая пьеса, основанная на реальных событиях. Посвящена Нюрнбергскому процессу. Эта пьеса, наверное, скорее подходит для чтения, хотя, возможно, её можно воплотить и на сцене. Пьеса антифашистская, знакомит с историей. Написана хорошим литературным языком, талантливо. Атмосфера тюрьмы и суда мрачная.
Обвинителей четверо, по одному от США, Великобритании, Франции и Советского Союза. Возникают споры между странами, кто должен судить преступников и где. Сами преступники хотят, чтобы их казнили американцы, ожидают худшего, кто-то вовремя сходит с ума, кто-то кончает с собой. В общем, вчерашние властелины мира, которые решали судьбы целых народов, каким жить, а каким – умирать, сегодня оказываются жалкими и обычными людьми, которые просто боятся неизвестности и смерти.
03.02.2019
“Идиот” в Театре Наций
Павел Карташев, режиссер, критик
Из либретто спектакля «Идиот» по мотивам романа Ф.М. Достоевского в постановке Максима Диденко в жанре черной клоунады (клоунады нуар в программке):
«Монолог о русском либерализме – текст Ф.М. Достоевского. Чтобы оценить всю его иронию, надо понимать, что в романе его произносит Евгений Павлович Радомский».
Тот самый Евгений Павлович, который, намереваясь «очень долго прожить в Европе», откровенно называл себя «совершенно лишним человеком в России».
Приведу читателям монолог (на самом деле фрагмент монолога по Достоевскому), произносимый в спектакле невозможно запомнить кем (ибо как гласит нам аннотация на сайте театра – «несмотря на то, что сценическая версия романа, написанная Константином Федоровым, включает 20 персонажей, в спектакле заняты всего четыре исполнителя):
«…русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то-есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные, и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!).»
Монолог читается в микрофон на фоне уборщика, подтирающего пол от воды-вина (остатки буйной предыдущей сцены дня рождения у князя). Читается он так, такой в него вкладывается смысл, что читаемое – слова и идея, в них заключённая – есть credo самого режиссёра, чуть стыдливо скрываемое за набором чёрной понимаете ли клоунады, которая иной раз ни к селу, ни к городу.
В этом Диденко честен. Честен, признаю.
Да, Достоевский обладает способностью зацепить за живое совесть, заставляя лицезреть такие закоулки души, что не приведи Господи. Видимо, читая Достоевского (а если верить Диденко, то читал он роман аж 9 раз!), с ним произошло нечто, заставившее его сделать гражданский coming out с элементами творчества в виде данного спектакля, в котором много подобных шифров, кои шифрами, простите, не являются. Читает, например, Рогожин, чуть не по слогам, текст Достоевского из большой книги, потом плюёт в эту книгу, захлопывает её и протыкает насквозь ножом. «…подумаешь, бином Ньютона!», – как сказал бы другой классик. Может это такие шифры для «своих», которые не дано прочитать «не своим»? А, ну-ну…
Всё остальное в этой некрофилии-style с потугами на весёлость – князь Мышкин в исполнении Ингеборги Дапкунайте, которая пищит как мышка весь спектакль и ходит так смешно, два здоровенных мужика, один из которых почему-то «Аглая», а другой «Настасья Филипповна», вся эта гей-эстетика тридцатилетней свежести и грибная токсичная психоделика, весь этот в основном кроваво-чёрный Videomapping (весьма средний, кстати, я ждал большего), одним словом всё остальное – это рамка, обрамление, оправа режиссёрского «честного credo» про «эту страну». Так хоть бы зацепило. Нет, не зацепило (ну не цепляет, Максим). Не для зрителей играли, всё мимо пролетело. Эх…
Из хороших моментов был один, когда в финале Рогожин режет мужика в парике и в чём-то свадебном, ну то есть Настасью Филипповну, а падает Дапкунайте-Мышкин (Лев, как её/его назвал в порыве страсти мужик-Аглая).
Вскрыты ли коды Достоевского? Нет, не вскрыты. Верю ли я, что Диденко 9 раз читал «Идиота»? Да, верю. Но с таким же успехом он мог читать его 19 раз, 29 и даже 99 – результат был бы тот же. Не дано, не открывается. Так бывает, извините. Но в тренд хочется же попасть, вот и попал…
На фоне недавнего заявления худрука Театра Наций Евгения Миронова о том, что «Работа театров не должна оцениваться по количеству зрителей» (а зрители методично уходили с «Идиота» начиная с середины спектакля), складывается неутешительная картина, что Евгений Миронов создал… средний театр. Не выдающийся, а средний (я смотрел там «Иванова» и стало очевидно, что Кулябин фигура дутая, спектакль средний). Конечно, по двум спектаклям сделать объективный вывод о театре сложно, но ведь Евгения Витальевича на Гайдаровском форуме никто за язык не тянул (попробовал бы Миронов Немировичу-Данченко такое сказать!). Вот и выходит, что богатейшему драмтеатру страны зритель не нужен, а деньги государственные, значит, нужны (Немирович-Данченко, кстати, без госденег обходился со Станиславским).
В фойе по стенам висят старые афиши, от театра Корша (что понятно) до ефремовского МХАТа до раскола, вроде как преемственность, вроде как Театр Наций это такой новаторский МХАТ. Ну да, ну да…
Кабы «Идиот» Диденко хотя бы дотягивался до «Идиота» Достоевского (ладно уж режиссёрское credo, стерпим, Быкова терпим же с его тирадами про Власова), в творческом плане, так ведь нет же, не дотягивается, и намного. Зачем же, для кого этот мыльный пузырь?
Пи-пи-пи-пи-пи – отвечает нам на это Лев Мышкин в исполнении Ингеборги Дапкунайте…
02.02.2019
Конкурс «Детство. Отрочество. Юность»
12.09.2018
11 сентября 2019 года в Пензенском областном драматическом театре им. А. В. Луначарского состоялась пресс-конференция по итогам конкурса «Детство. Отрочество. Юность.», а также церемония награждения победителей. В мероприятиях приняли участие:
- Художественный руководитель театра С. В. Казаков;
- Заместитель председателя Национальной Ассоциации Драматургов и Председатель жюри конкурса В. Ю. Малягин;
- Победители: Ирина Якубовская, соавтор пьесы «Одиноким предоставляется крыша, или Привет, Карл Сон…!» (г. Москва); Павел Шаров, «Знакомая скамейка» (г. Нижний Новгород); Юрий Лугин, «Мое облако справа» (г. Ивангород).
12.08.2019
Победители конкурса “Детство. Отрочество. Юность”
1-ое место
Пархоменко Андрей, Якубовская Ирина, «Одиноким предоставляется крыша или Привет, Карл Сон» (Россия, ЯНАО, г. Муравленко; г. Москва)
2-ое место
Шаров Павел, «Знакомая скамейка» (Россия, г. Нижний Новгород)
3-е место
Лугин Юрий, «Мое облако справа» (Россия, Ленинградская область, г. Ивангород)
Пьеса, занявшая первое место, в новом сезоне будет поставлена в Пензенском драматическом театре им. А. В. Луначарского. Пьесы, занявшие первое, второе и третье место, будут опубликованы в тематических изданиях, предложены в театры РФ и примут участие в драматургических лабораториях и семинарах, организованных НАД.
Поздравляем победителей!
07.08.
Короткий список
- Лугин Юрий, «Мое облако справа»
- Шор Наталья, «Одиннадцатая заповедь»
- Федоров Вадим, “Двойчата”
- Арсеньева Елена, «Дочь врага»
- Алферов Валерий, Амельяненко Андрей, «Шестой, или котенок по имени Лео»
- Логванов Андрей, «Полячка»
- Пархоменко Андрей, Якубовская Ирина, «Одиноким предоставляется крыша или Привет, Карл Сон»
- Игнашов Александр, «Чудо мое особенное»
- Арника Ника, «Кукольник на престоле»
- Шаров Павел, «Знакомая скамейка»
- Бочаров Дмитрий, «Дерево — Змей Горыныч»
- Манько Ольга, «Звездочка»
- Богданова Елена, «Дозорный»
01.08.
Длинный список
16.07.
03.07.2019
Уважаемые авторы!
Прием работ на конкурс пьес для детей и юношества “Детство. Отрочество. Юность” заканчивается 12 июля 2019 года!
Поступившие пьесы
07.02.2019
Уважаемые авторы!
12 февраля 2019 года начинается прием работ на Международный творческий конкурс пьес для детей и юношества «Детство. Отрочество. Юность».
Целью Конкурса является поиск пьес высокого художественного и литературного уровня, которые могут стать новой классикой для подрастающего поколения.
Национальная Ассоциация Драматургов (НАД) совместно с Пензенским драматическим театром им. А. В. Луначарского проведет конкурсный отбор присланных работ и выберет победителей. Пьеса, занявшая первое место, в новом сезоне будет представлена зрителям театра. Пьесы, занявшие первое, второе и третье место, будут опубликованы в тематических изданиях, предложены в театры РФ и примут участие в драматургических лабораториях и семинарах, организованных НАД.
- Юрий Поляков, писатель, драматург, Председатель Совета Национальной Ассоциации Драматургов:
- «Упадок или точнее почти полное исчезновение детских и юношеских пьес с наших сцен – это проблема не только театра, но и всего российского общества. Сознаемся: мы смутно себе представляем, для какой жизни, для какого грядущего социума мы воспитываем наших детей и внуков. В Отечестве отсутствует внятная футурологическая программа. Иногда складывается впечатление, что власти предержащие ограничивают свои думы о судьбе грядущих поколений Большой Кремлевской Елкой. Братья – драматурги, поможем кремлевским практикам нашими мечтами! Напишем для российского театра хорошие детские и юношеские пьесы!»
- Сергей Казаков, заслуженный артист России, художественный руководитель Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского:
- «Хорошие пьесы для подрастающего поколения всегда были в дефиците. Драматургия для юных то была излишне “заидеологизирована”, то скатывалась в какую-то чернуху. И задача нашего конкурса — найти тех авторов, которые создают пьесы для детей и юношества, обращенные к душе, воспитывающие умы и души юных зрителей. И не надо бояться слова “воспитание” — эта задача у театра всегда была и будет».
На Конкурс принимаются пьесы авторов России и зарубежья, которые написаны на русском языке или языках народов, проживающих на территории Российской Федерации (в этом случае обязателен перевод пьесы на русский язык).
Прием пьес продлится до 12 июля, а 12 августа, в День молодежи, будут объявлены победители. Награждение состоится в сентябре в Пензенском драматическом театре им. А. В. Луначарского.
ЖЮРИ КОНКУРСА
Пьесы принимаются на электронный адрес info@rudrama.ru с пометкой «Конкурс «Детство. Отрочество. Юность». Заявки должны быть оформлены строго в соответствии с Положением о конкурсе. Подробно об условиях, организаторе, правилах проведения конкурса, количестве победителей по результатам конкурса, сроках и месте чествования победителей можно ознакомиться на официальном сайте Национальной Ассоциации Драматургов (НАД): www.rudrama.ru и по телефонам: +7 (499) 380-82-59 , +7 (916) 620-05-82 .
Новости конкурса “Автора – на сцену!”
Уважаемые коллеги!
Закрыт прием заявок на следующие пьесы: