Фестиваль «Наш кислород» в Белгороде

    Автор: Наталья Якушина

   В Белгороде прошёл уже четвёртый по счёту Международный фестиваль современного театра «Наш кислород». Организатор фестиваля Оксана Погребняк, руководитель театра «Новая сцена – 2». Фестиваль проходит при поддержке Управления культуры Белгородской области и Белгородского Центра народного творчества, на территории которого и проходит фестиваль.

   Особенность фестиваля, что он принимает для участия только те спектакли, которые поставлены по пьесам современных драматургов. Правда, возраст пьес достаточно глубокий, почти 50 лет.

  Со всех уголков России съехались профессиональные и любительские театры, а также участвовали представители Украины.

   В жюри вошли деятели театра и культуры Белгорода: Андрей Маслов, Наталья Почернина, Мария Рогожинская, Ольга Береговая. А также гости из других городов известный певец и артист Василий Уриевский, преподаватель по актёрскому мастерству Леонид Прокофьев и другие.

   Мне довелось посмотреть почти все спектакли, так как я была одним из членов жюри. Сразу скажу, что посмотреть за один день 8 спектаклей любительских театров, сделанных по современным пьесам – это испытание не для слабонервных. Мы даже шутили с товарищами, что, наверное, так и выглядит ад для плохих драматургов, когда ты вынужден с утра до ночи смотреть плохие спектакли по плохим пьесам.

  Вроде бы выбор пьес на сегодняшний день огромен. Зачем выбирать то, что не имеет актуальной тематики, сюжета, хорошей истории, плохо написано… Поговорив с несколькими режиссёрами, я поняла, что режиссёрам текст пьес не очень важен, а главное, это наличие нужных героев, как можно меньшее их количество, отсутствие сложных декораций, и чтоб режиссёр мог из ничего сделать конфетку. Режиссёры мне так и говорили: «Ты так судишь, потому что ты драматург. И ты обращаешь на текст внимание, на какие-то свои драматургические штуки, а нам ценно не то». Режиссёры почему-то всё больше отходят от реалистичного воплощения в пользу декоративным примочек. Актёры, разбросанные по залу, так далеко друг от друга, что надоедает шеей вертеть, трясущиеся актёры, придуривающиеся, дискотеки… Дыма напустят, стульями гремят… Но, к сожалению, огрехи текста ничем скрыть невозможно. Как и раньше, людям прежде всего нужно слово, которое дойдёт до их сердца. Зрители за сотню лет никак не поменялись. Хотя белгородские зрители очень внимательны и отзывчивы, всем спектаклям они аплодируют стоя. Театральный фестиваль для них действительно событие, глоток кислорода.

   Безусловным лидером стал театр из Калуги, который поставил «Человека из Подольска» Дмитрия Данилова. Блестящая работа всех актёров. Смешной текст о человеке, который всю жизнь живёт в Подольске и ничего не знает о своём городе. И вот полицейские ловят на улице людей и заставляют их учить историю. Не то реальность, не то абсурд. Правда, концовка пьесы подкачала, героя сначала ловят, а потом просто отпускают… И никакого катарсиса не происходит, и удачного финала нет. Всё это, скорее, походит на затянутый эстрадный номер, чем на полноценную пьесу. И актёры под конец подустали…

   Почему-то члены жюри решили не присуждать этому спектаклю Гран-при, потому что у этого театра и так много наград, а надо дать тому, кто важнее. Тот, кто важнее, оказался театр из Екатеринбурга «Фабрика», которые поставили пьесу Грицаевой. Грицаева же и режиссёр. Сомнительно всегда, когда режиссёр сам и автор пьесы. Спектакль, скорее, походил на игру типа «Мафии», на импровизацию. Я не поняла, что хочет сказать мне автор. Герои просто оказались запертыми в комнате вместе с зрителями, зрителей тоже заперли и запретили покидать спектакль до окончания. Кроме того, из числа зрителей выбрали Бога из машины, который должен был руководить действиями актёров. Бог из машины должен был вмешиваться, когда ему скажут, и говорить, что делать дальше. Обычно вмешательство бога требовалось тогда, когда кого-то бьют или насилуют. Бог оказался кровожаден, он не спешил вмешиваться в процесс насилия, более того, всё время велел актёрам взорвать что-нибудь или убить себя. И актёры не спешили выполнять указания бога, и говорили, что бог ненормальный. В середине стало надоедать, я уже стала сомневаться, будет у спектакля ли конец. Ведь можно до бесконечности сидеть в комнате и якобы выяснять, как они тут оказались. Попутно обсуждались вопросы расовой дискриминации. Но актёры все были хороши. В конце все опять же просто вышли, оказалось, что дверь в другую сторону открывается. И на этом всё. Спектакль очень понравился Павлу Рудневу, председателю жюри, и он четыре раза велел пересчитывать баллы, пока, наконец, результат его не устроил. Мне до сих пор не понятно, как одни и те же цифры можно было всё время считать по-разному… Но, видимо, когда в жюри появляется Павел Руднев, сразу начинается какое-то волшебство.

  Итак, Гран-при присудили театру «Фабрика». На первом месте оказался «Человек из Подольска».

   На втором месте хороший моноспектакль «Макото» по пьесе Юлии Тупикиной. Актриса же получила приз за лучшую женскую роль. Спектакль повествует о женщине из Японии, которая переехала жить в Россию, о её сложностях в отношениях с русским бойфрендом и матерью. Но, в общем-то, никаких сильных идей спектакль в себе не несёт. В очередной раз из самых обычных ситуаций сделали трагедию. Особенно некоторым драматургам не дают покоя отношения с родителями, словно есть какие-то детские стрессы, от которых они никак не могут избавиться. Передо мной сидел мальчик, он сказал, что ему скучно, и начал грызть яблоко. Но актриса восхитительна, очень яркая и красивая, пластичная. Кроме того, всем понравилась игра на народном японском инструменте, который очень вписался в спектакль. Второе место заслуженное. Хотя многие заметили, что моноспектаклям нелегко конкурировать со спектаклями, где больше артистов, и их надо оценивать отдельно.

   На третьем месте очень интересный спектакль, который привёз коллектив из Донецка. Мне очень понравился спектакль «А могло быть и так…» по мотивам пьесы Дэвида Айвза «Простым английским языком» (режиссёр — Роман Пожидаев) Донецкого молодёжного театра “Балаган”.
Во-первых, наших людей надо учить общаться. Они, в основном, не умеют ни правильно познакомиться, ни сделать комплимент… И этот спектакль учит.
Две пары М+Ж весь спектакль отрабатывают хорошие манеры. Если они что-то делают неправильно, то ведущий тренинга жмёт на звонок и заканчивает разговор. Герои всё время находятся в рамках, в прямом и переносном смыслах. У них висят рамки на шеях. В конце спектакля они избавляются от рамок и их прорывает, они говорят друг другу много хорошего: “До тебя я не жил, ты прекрасна, а ты замечательный, я тебя люблю, с тобой летаю…” Ведущий же без конца жмёт на звонок, но остановить не получается. Рамок-то нет. Спектакль очень стильный. Костюмы, музыка, игра актёров – всё подчинено стилю, неторопливому, тонкому, прямо скажем, английскому…
Пластика и игра актёров на высоте. Люблю зарубежных драматургов. В их кажущейся безыскусности и есть искусство.

   Ещё мне понравился спектакль «Жаль» Театра сатиры ОГУ, который был создан по трём пьесам современных драматургов. Некоторые, например, Егор Черлак, признались, что они впервые слышат о такой постановке, и неплохо бы оповещать авторов, авторы ничего не требуют, только уважения и внимания. Сюжет пьесы такой: люди, словно куклы, которые кем-то сверху ставятся в невыносимые условия жизни. Куклы пытаются спорить с Богом, но всё бесполезно.

   Ещё хорош был спектакль «М на G» театра «ОкнО». История человека, который умел летать. Пьесу написала Екатерина Бизяева, победительница конкурса «ЛитоДрама». Общество отвергает людей, которые умеют что-то особенное, невозможное, в лучшем случае, их навык эксплуатируют. Чего только не испытал главный герой: и опыты над собой, пребывание в психиатрической лечебнице… Режиссёрское решение склонно к минимализму и новаторству. Герои все одеты в чёрное. А декорации – лишь стулья. Правда, многие отметили, что стульями слишком уж грохотали… Но, в целом, актёры справились. Особенно выделялся исполнитель главной роли Дмитрий Фомкин. А также получила награду за роль второго плана актриса Екатерина Черняева.

   Зрителям пришёлся по душе и моноспектакль Александра Панина, поставленный по роману «Во власти женщины» Эрленда Лу. История холостяка, в жизнь которого вдруг ворвалась женщина. Александр Панин блистательно исполнил единственную роль в спектакле, а декорациями служил чемодан, который во время спектакля трансформировался в различные предметы интерьера.

   Особенную симпатию вызвал «Театр странных детей». Руководит театром Михаил Макрищев. Мне кажется, это важно, когда странность и необычность превращают в достоинство. Действительно, не хватает актёров, которые бы выделялись чем-то особенным. И хорошо, что Михаил Макрищев помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя особенными. Ко мне подошла девочка из театра, говорит: “Мне кажется, или у вас в глазах стоят слёзы?” Я говорю: “Нет, не кажется, вы действительно меня растрогали своей игрой. Вы такие дети, и я когда-то была ребёнком”. И девочка говорит: “Идите — я вас обниму”. Потом она ещё раз несколько раз ко мне подходила и обнимала меня. И мне правда стало тепло и светло.

   Приятно, что некоторые спектакли вышли из проекта в «Школе современной пьесы» «Читки в ШСП». Это спектакли «M на G» и «Nota Bene».

Безусловно, артистам и режиссёрам нужно внимание и поддержка. И современным драматургам она очень нужна. И даже просто посмотреть на себя словно со стороны, оценить в потоке, – это немаловажно. Побольше бы таких фестивалей. Спасибо всем организаторам за чудесный праздник.

   Итоги фестиваля «Наш кислород» такие.

   Победитель в номинации «За современную интонацию беседы с детьми о войне» — творческое объединение «Нетеатр» (г. Нижний Новгород) за спектакль «Nota Bene» (пьеса и постановка Дмитрия Сухотерина).

   Победитель в номинации «За синтез условного и психологического театра» — молодёжная студия Театра сатиры ОГУ имени И.С. Тургенева (г. Орёл) за спектакль «Жаль» (режиссёр — Олег Галкин).

   Лучшая мужская роль — Кирилл Бессонов за роль в спектакле «Человек из Подольска». Лучшая женская роль — Мария Беккер (г. Москва) за роль в спектакле «Макото».

   Лучшая роль второго плана — Екатерина Черняева, артистка мастерской «ТЕ-АРТ».

  Лауреат III степени — донецкий молодёжный театр «Балаган» (г. Донецк) спектакль «А могло быть и так…» (режиссёр — Роман Пожидаев).

  Лауреат II степени — культурный центр «ХИТРОВКА» и театра «Опыты драматических изучений» (г. Москва) за спектакль «Макото» (режиссёр — Михаил Егоров).

   Лауреат I степени — Пространство актуального искусства «PRO ART`S» (г. Калуга) за спектакль «Человек из Подольска» (режиссёр — Константин Солдатов).

  Гран-при — театр «Фабрика» (г. Екатеринбург) за спектакль «Четвёртый» (пьеса и постановка — Ульяна Гицарева).

  Так же Национальная Ассоциация Драматургов своими специальными дипломами отметила спектакль «Во власти женщины» в исполнении «Концептуального театра Панина», спектакль «M на G» театра-студии «Окно» и спектакль «Уроки английского» «Театра странных детей».

   Я взяла небольшое интервью у Оксаны Погребняк, организатора фестиваля.

Как задумывался фестиваль?

— Наш театр долгое время не брали на театральные фестивали (ни на любительские, ни молодёжные, ни фестивали частных театров), поэтому мы решили, что нужно создать свой фестиваль, куда смогут приехать такие же маленькие, скромные театры, которым интересна современная драматургия, которые ставят спектакли в необычных, иногда даже несценических пространствах. Так и появилась создать фестиваль “Наш кислород”.

   “Наш кислород” — это пространство, где соединяются совершенно разные люди из разных городов, стран и делятся своим взглядом на современный мир. Мне хотелось на этом фестивале соединять и объединять людей, знакомить друг с другом, чтобы после нашего проекта появлялись новые идеи и театры, таким образом, знали друг о друге.

   У нас бы ничего не получилось, если бы нашу идею не поддержали на Всероссийском молодёжном форуме “Таврида”, где мы выиграли грант, и нам дали 100 тысяч на организацию этого фестиваля.

Как был задуман театр “Новая сцена-2”?

— Театр был организован 7 ноября 2010 года. Вернее, тогда к нему добавилась цифра “2”, и он стал независимым, отделившись от студенческого театра “Новая сцена” Белгородского государственного института искусств и культуры.

   Это была вынужденная мера. Необходимо было уйти в свободное плавание, чтобы никакая цензура не мешала свободно существовать театру. Тогда мы ушли в несценическое пространство — рок-клуб “InROCK”. Там мы сыграли спектакль “Кислород” по пьесе И. Вырыпаева. После этого мы долго скитались по подвалам, музеям, кофейням, играли даже на крыше и просто на улице у заброшенного фонтана.

Расскажи про своё видение театрального процесса.

— Театр — это прежде всего не место, а люди. Поэтому для меня очень важно то, кто рядом со мной. Тот театр, который делаю я — это театр одержимых людей, прежде всего единомышленников, где мы полностью понимаем друг друга, поддерживаем, помогаем. У меня есть команда, готовая отправится со мной в любое приключение. Может быть, благодаря тому, что есть эти люди, у нас и получается такое свободное движение. Наш театр выживет в любых условиях, но, конечно, нам бы хотелось, чтобы это были хотя нормальные условия.

   И вот, когда есть такая команда, то можно браться за любые театральные дела. Можно сказать, что, в этом плане, я счастливый человек.

  НС2 — это модель мира, который может справиться с любыми неприятностями. Наверное, сейчас это главное. Тогда и получается такой настоящий, искренний театр, в который всегда приходят зрители, куда бы и когда бы мы их не позвали.

  Такой процесс для меня сейчас важен. Процесс свершения чего-то настоящего у тебя на глазах из ничего.

Что было интересного на фестивале?

— Приехали очень разные и интересные ребята. Как профессионалы, так и любители. И все перемешались. Наверное, это самое главное: нам всем есть чему друг у друга поучиться.

Будете ли проводить еще фестиваль?

— Сейчас это во многом зависит не от нас. Мы 4 года делаем этот фестиваль, готовясь к нему целый год, собираем средства. Сейчас жизнь складывается, что нет работы в Белгороде, и мы вынуждены искать работу в другом городе. Может быть театр и перестанет существовать, а вместе с ним и фестиваль. Этого не знает никто.

 

Пьесы победителей конкурса “Автора – на сцену” в журнале “ВЕСИ”

    Уважаемые авторы!

 Рады вам представить нового партнёра НАД Литературно-художественный историко-краеведческий журнал «ВЕСИ». В Год театра журнал открывает новую страницу в своей истории, впервые публикуя пьесы. В число авторов драматургического спецвыпуска вошли и победители конкурса «Автора – на сцену! -2018»:
– Ирина Якубовская, Андрей Пархоменко, «Одиноким предоставляется… Крыша, или привет, Карл Сон!»;
– Даниэль Орлов, «Ведро»;
– Анна Гейжан, «Сезон закатов».

   Предисловие Главного редактора Татьяны Богиной:

   ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

   2019 год объявлен в России годом театра. А с чего начинается театр? Вовсе не с вешалки, как якобы говорил К. С. Станиславский. Ведь если есть вешалка, значит театр уже существует, он состоялся. И зритель приходит уже на спектакль. Театр начитается с пьесы. Именно пьеса – это и концепция театра, и его содержание, и инструмент, и возможности, и его будущий путь. Причем, и для зрителей, и для режиссеров, и для актеров.«Современник» начался с пьесы Виктора Розова «Вечно молодые», театр на Таганке – с «Добро-го человека из Сезуана» Бертольда Брехта, театр Вахтангова – со спектакля по пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных», окончившегося провалом, театр Российской армии – со спектакля-политического обозрения, посвященного советско-китайскому конфликту на Китайско-Восточной железной дороге, театр «АпАРТе» начинался спектаклем по Набоковскому «Приглашению на казнь». Очень как-то символично! Именно пьеса – вот краеугольный камень, лежащий в основе театра. Этот номер журнала – новая страница в его жизни. Впервые журнал «Веси» публикует пьесы. Представлены авторы из разных городов России и начинающие, и уже сказавшие свое слово в драматургии. Творческим партнером номера стала Национальная Ассоциация Драматургов, которую возглавляет писатель и драматург Юрий Михайлович Поляков. Редакционный совет выражает сердечную благодарность и надеется на долгое сотрудничество. А нашим читателям я желаю приятной встречи с хорошей литературой.

Презентация книги Владимира Малягина «Драма и ее автор. Практическая теория».

   28 мая 2019 года в Шефском доме на Комсомольском проспекте, 13 прошла презентация книги Владимира Малягина “Драма и ее автор. Практическая теория”, ведущим стал Председатель Национальной Ассоциации Драматургов Юрий Поляков. Он же и сказал вступительное слово о книге: «Прочитал с большим удовольствием. О драматургии так точно, так полезно ещё никто не писал. Всё ставит на свои места, всё объясняет. Замечательная работа, которая написана замечательным драматургом и педагогом. Давно ждали такую книгу, которая станет источником знаний для будущих поколений».

   Далее выступал Владимир Малягин. Рассказал, как учился у Виктора Розова и Инны Вишневской. Это были уникальные люди, они много давали информации про царившие тогда нравы и заграничные поездки, сильно расширявшие кругозор неискушенного советского человека, но ремеслу, так вышло, не научили. Владимир Малягин вынужден был постигать азы мастерства сам. И теперь все свои знания и опыт Владимир Малягин изложил в книге, которая написана живым языком, с юмором и глубокой житейской мудростью. В Литературном институте Владимир Малягин пытается дать те знания студентам, которые недополучил сам. «Самая важная задача – разбудить студента. Эта книжка выполняет задачу тонкой настройки молодого писателя, как необходимая настройка музыкального инструмента», – сказал Владимир Малягин.

   Владимир Малягин поделился секретом, как он пишет пьесы. Сначала в душе возникает беспокойство, потом постепенно оформляется в замысел, затем обязательно надо придумать конец, кульминацию, потому что, если придумал концовку, то пьеса сама раскатывается, как ковёр на лестнице. Основа пьесы – драматическая коллизия, основное противоречие. Развитие конфликта и есть сюжет пьесы.

   Очень мало обязательных правил, которыми нужно пользоваться драматургу, считает Владимир Малягин. Важно любить людей. «Если не любишь людей, то обречён на внутренне вырождение». И чем больше талант, тем больше надо учиться. Но «без таланта всё бессмысленно».

   Владимир Малягин с гордостью признался, что у него четверо детей и 13 внуков. И жена у него художница. И порой им с женой больно за то, что не сделали в творчестве, но, когда они смотрят на детей и внуков, то понимают, что это тоже творчество. «Есть люди, которые живут для творчества, но они служат эгоизму», – так считает Юрий Малягин.

 

   Выступила драматург Татьяна Медиевская. Она впервые узнала о Владимире Малягине, когда ходила на спектакль «Мёртвые души», для которого он «написал» второе действие. «Какая отвага: дописать «Мёртвые души», – подумала Татьяна. И ей захотелось познакомиться с этим смелым человеком. Но Владимир Малягин ей возразил, сказав, что ничего не дописывал и не додумывал за Николая Гоголя, что Гоголь сам написал второй том, в котором сохранились главы из второго тома и последняя глава – план того, что должно было произойти дальше.

   На вопрос из зала про постмодернизм, Владимир Малягин ответил: «Классическая теория – это единственно существующая теория. Овладейте классическими правилами создания пьес. Постмодернизму никто не может дать точного определения. Бунт против старых форм – это естественно для молодого писателя. Театр родился на площади, для развлечения, он требует грубых чувств, переживаний».

   В заключении к залу обратился Павел Карташев, режиссёр и художественный руководитель Самарского Художественного театра: «Впитывайте знания, потому что вам потом придётся их передавать, возможно, ещё в более трудные времена».

   Владимир Малягин всем желающим подарил свои книги с автографом. Остались книги и для тех, кто вступил в Национальную Ассоциацию Драматургов, желающие могут взять почитать или получить в подарок в офисе Ассоциации.

Подготовила: Наталья Якушина

 

 

Международный драматургический конкурс “МоноЛИТ”

         Уважаемые авторы!

    Предлагаем вашему вниманию Международный драматургический конкурс монопьес “МоноЛИТ”, организованный нашим партнером Издательским домом “Лиterraтура”.

К участию в Конкурсе допускаются авторы, независимо от места проживания, образования, профессии и возраста. Автор имеет право прислать одну (свою) пьесу, написанную на русском языке. Пьеса должна быть оригинальной, не должна являться инсценировкой.

Приём работ с 5 июня по 25 июля 2019 года.
Объявление длинного списка – 20 августа.
Объявление короткого списка – 1 сентября.
Объявление победителей и награждение – в середине сентября.

Пьесы следует присылать на электронный адрес – konkurs.monolit@ya.ru

Узнать подробности и ознакомиться с Положением о конкурсе можно на сайте Организатора.

Пьесы победителей конкурса “Автора – на сцену” в журнале “Современная драматургия”

    В журнале “Современная драматургия” №2 – 2019 опубликованы первые три пьесы из десятки победителей конкурса “Автора – на сцену!” – 2018: «Генерал» Александра Позднякова, «Шелест могучих крыльев» Сергея Кочнева, «За синими туманами» Шауры Шакуровой. Поздравляем авторов!

В следующем номере журнала будут напечатаны: «Закон бумеранга» Валерия Алферова, «Тонкие материи» Натальи Демчик и «Ширма» Марты Лариной.

Круглый стол по теме «Государственный бюджет между театром и кино — с точки зрения интересов творческих людей»

    15 мая 2019 года в Шефском доме на Комсомольском проспекте, 13 Национальная Ассоциация Драматургов совместно с представителями Законодательной корпорации ТАО (г. Челябинск-Екатеринбург) провела круглый стол по теме «Государственный бюджет между театром и кино — с точки зрения интересов творческих людей. К будущему Закону о Культуре».

   В мероприятии приняли участие: заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, театральный и кинорежиссер, продюсер, директор киностудии «Кавказфильм» А. С. Емкужев; режиссер, художественный руководитель Самарского Художественного Театра  П. А. Карташевписатель, глава Законодательной Корпорации компании ТАО С. Н. Магнитов; сотрудники Законодательной корпорации ТАО: историк и руководитель компании МАГМА Андрей Болдыревполитик и сотрудник компании «Высота Крым» Алексей Кочнев, Топ-менеджер IT компании Севастополя Виталий Королев; руководитель ряда строительных компаний Екатеринбурга Константин Шихов, бизнесмен и сотрудник компании «Дельта» (Екатеринбург) Лев Постовалов; а также драматурги Малика Дубина и Анна Делициева и координатор проектов НАД А. Ю. Полякова.

 

   Сегодня вопрос о финансирования культуры и искусства актуален как никогда. Где взять деньги? Куда их направить? Кто это будет решать? Рассмотреть эти вопросы, а главное, предложить решения, попытались на совместном Круглом столе.

   Открыл круглый стол Сергей Магнитов, который в общих чертах обрисовал современную ситуацию в искусстве и культуре на примере литературыОтметив, что несмотря на обилие литературы, количество в качество переходить не спешит. Качественное искусство, наверное, есть, но как его выбрать? Как выбрать то, что останется на десятилетия? Во времена СССР существовала цензура. Можно спорить о самом принципе цензуры, можно спорить о критериях цензуры, но нельзя спорить, что времена СССР дали массу произведений, что по праву считаются классикой мировой культуры.

 

   Тему культуры и искусства в СССР продолжил Андрей Болдырев. Напомнив, на примере кино, об уникальном опыте тотального финансирования искусства государством, он отметил любопытный парадокс: государство развивало не только так называемое «партийное» кино, но и антисоветское. И, несмотря на полный контроль над всеми ресурсами, государство не смогло воспрепятствовать как внешним, так и внутренним разрушительным процессам. В этом уникальность советского опыта как положительного, так и отрицательного.

   Практически грибоедовский вопрос «А судьи кто?» поднял в своем выступлении Виталий Королев. Только речь шла не о судьях, а о продюсерах. В современном мире культуры и искусства они принимают решения, что снимать, что ставить, что издавать. При этом остаются в тени. И часто не несут никакой ответственности за принятые решения. Не разумнее ли, по примеру других сфер, вопрос финансирования государством тех или иных проектов решать посредством тендеров? 

  Тему поддержала драматург Малика Дубина. На примере театра она показала, как современный худрук, принимая решение о постановке, в результате которого зал в 200 мест заполняют 30-40 зрителей, совершенно не отвечает ни за финансовые, ни за художественно-эстетические последствия такого решения. По мнению драматурга, в настоящее время выбор репертуара целиком и полностью зависит от предпочтения худруков или директоров театра. И зачастую зритель имеет на выходе: а) исковерканную классику, где интерпретация произведения обоснована исключительно режиссерским «я так вижу»; б) постановки, не вызывающие интереса у основной массы зрителя в силу своих слабых художественных достоинств или темы, не способной затронуть интерес публики.  Поэтому выбор пьес/сценариев для постановок целесообразно было бы до принятия в работу подвергнуть суду самого конечного потребителя. Например, воспользоваться в целях первичного отбора оценкой самого зрителя, предложив заинтересованному кругу лиц ознакомиться с предлагаемыми текстами пьес и «ранжировать» их по степени заинтересованности. Собрав предварительную статистику по таким пьесам, можно уже на этом этапе отмести заранее те пьесы, которые не найдут отклика у широкой аудитории. Тем самым, возможно, удастся сохранить в театрах публику, идущую не на «имя» популярного сериального актера, а именно – на пьесу.   Далее, предложить нести ответственность худрукам неоднократно передающим постановку пьес режиссерам, работы которых имеют провальные сборы.  Так, если худрук доверил постановку пьесы режиссеру и, если пьеса оказалась невостребованной зрителем (показатель – количество раскупаемых билетов), в случае повторной неудачной постановки пьесы тем же режиссером, потребовать разъяснение мотивов, которыми руководствовался театр.

   Интересный подход предложил Константин Шихов. На его взгляд, искусство во многом похоже на венчурные проекты. Издание неизвестных авторов, работа с начинающими режиссерами сопряжена с рисками, но может и дать новое Имя. Так может и относиться к этому как к венчурному проекту, финансируя его из венчурных фондов? Но тогда возникает встречный вопрос: откуда наполнять эти самые венчурные фонды? Почему бы не направлять туда часть доходов от издания, экранизации и пр. произведений Толстого, Достоевского? Скорее всего, классики поддержали бы эту идею, ибо сами когда-то начинали и нуждались в поддержке. Кстати, такой подход позволит замкнуть цикл: Искусство финансирует Искусство. Почему нет?

   Свой взгляд на проблему предложил Лев Постовалов. Он поставил вопрос о томчто финансировать государству? Логично, если государство будет поддерживать то, что должно остаться в веках. Тогда сразу возникает вопрос финансирования государством, например фильма «Матильда»? Уместно ли на уровне государства финансировать картину уровня «мыльной оперы» о банальной интрижке, пусть и о коронованных особах? Сейчас эти вопросы решаются на уровне «групповщины», мелкого лоббизма. Может быть, выносить на всенародное голосование? Почему нет?

   Худрук Самарского Художественного Театра Павел Карташев поднял вопрос соответствия содержания и формы. По мнению режиссера, современный театральный процесс в России, со всеми его скандалами и перегибами, отображает… реальную тенденцию развития нашего общества. С одной стороны, 3% населения принадлежит 90% национальных богатств, с другой – в театре имеет место быть похожая сегрегация. На иные постановки «модных» спектаклей (арт-лакшери), выделяются огромные деньги, которые большинству театров и не снились. У страны нет идеологии и футурологии, но у истеблишмента идеология есть — это ГУЛАГ и Сталин как залог сохранения их бизнеса (оберег), в том числе на государственные деньги. Почему так? Потому что антисоветчина сегодня — это где скрытая, а где и открытая форма русофобии. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать пьесы представителей «новой драмы», посмотреть потребляемые “элитой” дорогие “театральные продукты”, опекаемые “Золотой маской”, из состава учредителей которой недавно вышел Минкульт, хотя деньги на эту премию Министерство культуры РФ продолжает выделять, и система работает. Парадокс: российское государство само питает генератор русофобии в стране, взращивает фронду и воспитывает поколение нового майдана в России, вероятность которого при смене власти после 2024 года велика.

   Гость круглого стола режиссер Андзор Емкуж опроверг популярное утверждение о недостатке финансирования искусства. Финансирование идет в достаточном объеме. И при желании, определенных усилиях, соблюдении необходимых и обязательных формальностей можно и нужно получать необходимое финансирование. Также режиссер отметил, что теория и опыт прошлых лет несколько отличаются от сегодняшней реальности и практики, от современного театра и кино. Но кое-что остается неизменным. Чтобы интересно ставить и снимать, нужно по-прежнему больше работать и меньше разговаривать. Чтобы издаваться, чтобы быть поставленным, экранизированным – нужно в первую очередь хорошо и интересно писать. На театре и кино сейчас лежит огромная ответственность по воспитанию общества. Это мощный инструмент в формировании совести российской нации и патриотического настроя населения. А сейчас зачастую с помощью болтовни, не редко не имеющей ничего общего с реальной жизнью, активно создается лишь видимость работыИ сейчас мы стоим перед угрозой тогочто если самая лучшая театральная система в мире, лучший театр – РУССКИЙ театр – уйдёт, сдаст позиции, то его место займут другие течения, не совсем театральные, что чревато самыми плачевными последствиями для нашей общей страны – России. Реальность такова, что свято место пусто не бывает. Именно поэтому писать нужно так, что бы ставили! Ставить так, чтобы зрители ходили! Снимать так, чтобы ходили на наши фильмы. Одним словом – надо работать, а не словами разбрасываться.

   Интересным дополнением к дискуссии стала презентация триптиха «Атлантида» челябинского художника Александра Разбойникова, работающего в редкой технике сухой акварели.

Доклады  по теме круглого стола сотрудников Законодательной корпорации ТАО

О наделении авторов статусом самозанятого

      Уважаемые коллеги!

     Информируем Вас, что 14 мая 2019 г. состоялось очное заседание Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации под председательством Ю. М. Полякова.  Докладчиком от Национальной Ассоциации Драматургов  выступил Глеб Нагорный. Одним из пунктов повестки дня явилось обсуждение вопроса о наделении авторов, создающих художественные произведения в разных видах искусства, статусом самозанятого. По результатам обсуждения было принято решение о созыве совместного совещания представителей Национальной Ассоциации Драматургов, “Театрального Агента” и сотрудников нормативно-правового департамента Министерства Культуры Российской Федерации с целью возможного внесения изменений в Федеральный закон “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)” от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

         На совместном совещании представителей Национальной Ассоциации Драматургов, “Театрального Агента” и сотрудников нормативно-правового департамента Министерства Культуры Российской Федерации запланировано обсуждения вопросов  о наделении авторов, создающих художественные произведения в разных видах искусства, статусом самозанятого, а также снятия ограничений по имущественному доходу в 2,4 млн. руб. для вышеуказанных лиц.

Презентация книги Владимира Малягина “Драма и ее автор”

    Дорогие друзья!

   Приглашаем вас на презентацию  книги Владимира Юрьевича Малягина “Драма и ее автор. Практическая теория”, которая состоится 28 мая 2019 года в 19:00 в Шефском доме на Комсомольском проспекте, 13.

                                                                       

   Владимир Юрьевич Малягин – драматург, прозаик, главный редактор издательства «Благовестник», член Союза писателей России, руководитель Семинара драматургии в Литературном институте им. А. М. Горького, заместитель председателя Национальной Ассоциации Драматургов.

   Жанр этой книги можно определить как “Введение в практическую теорию драмы”. Книга будет интересна начинающим писателям, которые хотят осмыслить основные законы драматургии и понять сильные и слабые стороны своего таланта, а также всем,  кто интересуется принципами художественного творчества.
Книга построена как сборник лирических отступлений, и это не случайно: именно в лирических отступлениях, придаточных предложениях и даже оговорках зачастую обнажается истинная суть явления и проблемы. К тому же, люди по-настоящему любят не правила, а отступления от правил. Такова уж наша человеческая природа…

   Лекция В. Ю. Малягина из цикла “Искусство слова”: “Драма и ее автор (для тех, кто пишет и будет писать пьесы)”, посвященная таким вопросам, как построение пьесы, создание персонажей, создание пространства, главные принципы создания драматического произведения. Лекция прошла рамках проекта “Университетские субботы” в ноябре 2015 года в Литературном институте имени А.М.Горького.

 

Круглый стол по теме “Государственный бюджет между театром и кино – с точки зрения интересов творческих людей”

   15 мая 2019 года в Шефском доме на Комсомольском проспекте, 13  в помещении Национальной Ассоциации Драматургов в 12:00 состоится круглый стол по теме “Государственный бюджет между театром и кино – с точки зрения интересов творческих людей. К будущему Закону о Культуре”.

Повестка мероприятия:

  1. Магнитов С.

Прецендент «Матильды». Самый дорогостоящий фильм – и нет эффекта: ни художественного, ни социального. Искусство – чье дело: автора, потребителя, продюсера, государства, самого искусства?

  1. Карташев П.

Современный театральный процесс в России как угроза национальной безопасности. Практический взгляд.

  1. Болдырев А.

В СССР приоритет был за театром или кино? Бюджетные победы в СССР. Кризис советской системы заказа и продвижения искусства. Кризис партийности.

  1. Шикина Е.

Куда следует государству вкладывать деньги – в кино или театр. И почему?

  1. Кочнев А.

Вопрос срока окупаемости в театре и кино. Бюджет и зритель между театром и кино. Возможен ли баланс по результатам? Эстетическая рента от кино больше, чем от театра.

  1. Королёв В.

Власть продюсеров, почему она теневая? Проблема негативной селекции продюсерами искусства под массовый вкус.

  1. Шихов К.

Венчурные фонды для искусства. Оценка венчурного предложения – главная проблема бюджетной политики в искусстве. Стоимость венчурного начала в кино и театре.

  1. Лыткина О.

Ставка на талант или обучение искусству? Нужен ли Литературный институт, ВГИК и прочие, если Пушкин, Чехов, Достоевский не сидели за литературной партой, а Станиславский за театральной?

  1. Постовалов Л.

Как можно попасть в классики? Примерная процедура открытого конкурентного  процесса в искусстве с точки зрения потребителя искусства (на примере театра и кино).

     10. Проблема эстетического бюджета – в стратегии страны. Что делать, если ее нет или она не озвучена? Выявление эстетической ренты. Как должна «работать» эстетическая рента.

Регистрация участников по телефонам:

+7 499 380 82-59+7 916 620 05-82

Пьеса Валерия Рокотова “Булгаков и черт” в журнале “Лиterraтура”

В 137-ом номере электронного литературного журнала «Лиterraтура» опубликована пьеса “Булгаков и черт” Валерия Рокотова,  ставшего дипломантом конкурса «Автора — на сцену!» 2018.

Ника Арника, редактор Отдела драматургии, взяла комментарий у автора:

«Пьесе о Михаиле Булгакове родиться помогло жульничество. Автора окрылял замысел сериала, где факты жизни писателя переплетались с его автобиографическим творчеством. К идее продюсеры отнеслись холодно, а потом выяснилось, что её по-тихому воплощают. В этой ситуации автор спросил себя: «А есть ли в случившемся что-либо позитивное?». Оказалось, что есть. Можно было сбросить цепи булгаковской биографии и, оторвавшись от грешной земли, насладиться мистическим путешествием».
Пьеса стала дипломантом конкурса «Автора — на сцену!».

 

Владимир Малягин, член жюри, драматург,  член Союза писателей России, руководитель Семинара драматургии в Литературном институте им. А. М. Горького:

“Это непростая пьеса. И даже жанр определить не так уж легко. Но мистики в ней в любом случае достаточно. И хотя булгаковская тема без мистики не существует, автору на этот раз удалось воплотить свой, особый взгляд и собственное отношение к главному герою и его судьбе.

Сюжет не просто динамичен – он стремителен и потому у читателя нет абсолютно никакой возможности заскучать. Но этого, конечно, мало для настоящей драматургии. Точнее, с этого интереса драма только начинается. А что внутри нее?

А внутри, на мой взгляд, именно тот главный конфликт, который и разрывал всю жизнь душу Булгакова. Конфликт между Небом и адом, между Добром и злом, между «хочу» и «должен». И автор пьесы никак не скрывает от нас этого главного булгаковского противоречия, главной нерешенности его жизни. И из этой нерешенности вырастает последняя нерешенность: так что же такое вся жизнь Михаила Афанасьевича? Добро или зло? Поражение или победа? И что такое всё его творчество?

Рокотов не выносит приговора своему герою, но и не возводит его на пьедестал. Он такой, какой есть. И поражение его жизни неотделимо от победы, а победа – от поражения.

Мне очень дороги та глубина и серьезность (и та оригинальность и художественная яркость!), которые автор продемонстрировал в этой теме, которую в последние десятилетия мы привыкли считать избитой.”