Открыт прием заявок от театров на пьесы, победившие в конкурсе “Автора – на сцену!” 2019

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас познакомиться с пьесами, победившими в конкурсе “Автора – на сцену!” 2019 и получившими гранты в размере 500 000 рублей от ООО “Театральный агент” и 1 000 000 рублей от Министерства культуры РФ на постановку в театрах Российской Федерации.

ПЬЕСЫ С СЕРТИФИКАТОМ

Объявлены победители конкурса “Автора – на сцену!” 2019

Подведены итоги II Международного  конкурса на лучшую пьесу года “Автора – на сцену!”, который вот уже второй год подряд совместно проводят ООО “Театральный агент” и Национальная Ассоциация Драматургов.

Поздравляем авторов!

Победители Международного драматургического конкурса “Автора – на сцену!” 2019

Подведены итоги II Международного  конкурса на лучшую пьесу года “Автора – на сцену!”, который вот уже второй год подряд совместно проводят ООО “Театральный агент” и Национальная Ассоциация Драматургов.

Поздравляем авторов!

Современная драматургия: вызовы и ответы

   Отцы-основатели русского репертуарного театра К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко уделяли первостепенное значение современной драматургии. Современными драматургами для них были А.П. Чехов, М. Горький, Л.Н. Андреев, Г. Гауптман, М. Метерлинк, Г. Ибсен, Л.Н. Толстой, С.А. Найдёнов, К. Гамсун, М.А. Булгаков и др. Недаром В.И. Немирович-Данченко предупреждал: «Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует очень скоро стать академически мёртвым».
Сегодня современная драматургия вызывает споры, и это хорошо. Позволю себе вслед за моими современниками – Сергеем Голомазовым, Николаем Колядой и Романом Сенчиным – высказаться на столь интересную тему (очень рекомендую их колонки в «Известиях»).
Мой взгляд – это взгляд практикующего театрального режиссёра, работающего с современной драматургией на разных сценах страны. Сразу скажу, что классику я люблю, ставлю и буду ставить. Но мой подход к формированию репертуара, как действующего художественного руководителя театра, сводится к созданию органического баланса между классическими и современными пьесами. Я как современный художник, живущий в потоке времени, высказываюсь на современные темы: ставлю для современников современные тексты. А.Н. Островский, Н.В. Гоголь и А.П. Чехов не менее современны, чем иные тексты, написанные в 2019 году, которые мне как члену жюри приходится читать в рамках ряда драматургических конкурсов.
Немного необходимой теории, без которой на практике ничего не получится.
Убеждён, что театр – это мистическое пространство вне привычного времени, являющееся по сути «порталом» в промежуточный мир, где совершается встреча божественного и человеческого. Настоящий театр всегда со-временен, он приоткрывает дверь в то измерение человеческого бытия, где душа максимально живая, а время пульсирует в унисон вечности. Таким образом театр становится инструментом познания мира в своей первозданной основе.
К сожалению, реальный театр сегодня развивается по пути сегрегации на «богатые» и «бедные». Последние загоняются в подвалы, при этом неизбежно теряется их профессионализм. «Богатые», подчас выполняющие функцию элитарного искусства для «избранных», становятся похожи друг на друга, превращаются в постмодернистские пародии на самих себя, стараются урвать как можно больше престижных театральных премий, теряя, как это ни прискорбно, также в профессионализме. И, разумеется, уходит мистическая составляющая такого театра: дорогой «арт-фастфуд» лишён её по определению.
При этом важно понимать различие между небольшим сценическим (или прото-сценическим) пространством подвала и профессиональной большой театральной сценой. Всё меньше тех, кто умеет ставить на большой сцене, владеет ремеслом работы в условиях театрального зала от 400 до 1 400 мест (например МХАТ им. М. Горького). Очень многие спектакли (за исключением совсем бездарных) в подвале на 50 мест, где актеры работают на расстоянии вытянутой руки от первого ряда, цепляют зрительское восприятие и выглядят живыми. А если там много мата, чернухи и драматургической «жести», в энергетический беспредел которой публика невольно втягивается, то «успех» гарантирован. Порождаемое физиологическое отвращение выдаётся почему-то творцами подобных спектаклей за катарсис, но это никакой не катарсис, а мошенничество. Критики постмодернистского толка стараются подобное оправдать и приукрасить, что является также мошенничеством в лучшем случае, в худшем – профессиональной деградацией. Но когда такие режиссёры (де-факто любители) выходят, благодаря связям, из подвалов на большую сцену, то их непрофессионализм выглядит до комичного выпукло и отчётливо. Во многом это проблема упадка театрального образования и кадровой работы с молодыми режиссёрами в масштабах страны.
Несколько слов об особенностях восприятия. Объективный глобальный информационный поток, в котором мы живём, дробится на множество субъективных локальных потоков, превращаясь в несметное количество «информационных пузырей». Такой «информационный» или «цифровой» пузырь и есть наше сознание – сознание Человека Современного. В нём есть место только для того, что понятно и комфортно, что укладывается в «картину мира». Всё остальное вытесняется, выдавливается наружу за границу «информационной мембраны», но существовать-то от этого оно не перестаёт… «Цифровые пузыри» могут жить на одной лестничной клетке, но иметь совершенно несхожий образ мироздания: и быт, и бытие у них разные.
Так и в театре. Объективный взгляд на театральный процесс и на современную драматургию, в частности, разбивается, крошится на множество субъективных представлений. Но ведь оценки критиков, аналитиков театра всегда субъективны! В итоге – абсурдность оценочных суждений.
Сергей Голомазов: «Представляется, что современная драматургия нередко имеет оттенок социальной озлобленности и несовершенна по своему строению. Читая тексты, я никак не могу избавиться от мысли, что авторы пьес зачастую пишут не для театра. Многие пока еще не понимают реалий, в которых мы сегодня существуем. На мой взгляд, многим молодым драматургам не хватает мастерства, глубины и жесткости. Сейчас я имею в виду не социальную жесткость или маргинальность, а критический взгляд на современного человека. Также мне не хватает в их пьесах понимания и ощущения того, что такое современный герой, с какими внутренними конфликтами он сталкивается, помимо тех очевидных, что лежат на поверхности» («Страна великой драматургии», «Известия», 20 октября 2017 г.)
Николай Коляда: «Беда современных авторов не в их отсутствии или гибели драматургии как таковой, а в том, что директора и режиссеры боятся брать современные пьесы. А их навалом! Я 27 лет преподаю в театральном институте на курсе драматургии, интересуюсь тем, что пишут молодые. Господи, какое счастье, что среди моих учеников появились Сигарев, Пулинович, Васьковская, Батурина, Зуев, чьи пьесы идут в ведущих театрах Москвы. Сейчас подрастают новые изумительные авторы, которые тоже ищут выход на большую сцену» («Драма, да не та», «Известия», 9 ноября 2017 г.)
Роман Сенчин: «В советский период прозаики и поэты тоже не забывали о драматургии. Практически каждый, если и не оставил нам ряд широко ставившихся пьес, то хотя бы пробовал себя как драматург. Несколько фамилий в подтверждение: Всеволод Иванов, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Константин Симонов, Леонид Леонов… Такое положение дел сохранялось до начала 1990-х. Последний литератор-драматург – это, наверное, Людмила Петрушевская. Почти все ее пьесы — прекрасные произведения словесности. Опять же, может быть, потому, что создавались с очень смутной перспективой постановки. А многие нынешние прозаики и поэты, видимо, о драматургии и не слыхивали. Этот род литературы от них где-то далеко-далеко…» («Драма драматургии», «Известия», 27 февраля 2019 г.)
Как профессиональный режиссёр, не первый год работающий с современными пьесами, ставящий их и в формате лабораторных эскизов в камерных сценических пространствах, и в виде полноценных спектаклей на больших сценах, могу сказать, что я не согласен со всеми тремя высказываниями. Объясню почему. Сергею Голомазову не случайно отвечает Николай Коляда, так как именно о сегменте современной драматургии, который представляют Коляда и его ученики, говорит режиссёр Голомазов (возможно, сам того не подозревая). Там действительно «многие пока еще не понимают реалий, в которых мы сегодня существуем», но напротив, они создают свою «реальность» (нередко по лекалам менторов из лондонского театра «Royal Court»), как правило заведомо «чернушную», которую потом агрессивно насаждают ни в чём нашему не повинному зрителю. Это, увы, объективная действительность.
Для Коляды просто не существует других драматургов «не одной с ним крови», уж таков его «информационный пузырь». Простой пример. Есть такой екатеринбургский драматург Алекс Бьёрклунд (псевдоним Сергеева Александра Геннадьевича), пьесу которого «Дурачок» я сначала поставил как эскиз в Московском театре на Юго-Западе в 2017 году, а затем в Самарском театре «Витражи» (ныне Самарском художественном театре), где она с успехом идёт по сей день под названием «Миллиард». Очень интересный материал, своеобразная социальная «Чайка» сегодняшнего дня. Пьеса победила в международном конкурсе современной драматургии «Время драмы, 2016, весна», членом жюри и соорганизатором которого я являюсь. Так вот, когда я спросил Алекса Бьёрклунда о его отношениях с Николаем Колядой, то он ответил, что их просто нет, они не общаются. Миф о том, что Коляда – главный драматург Екатеринбурга и всего Урала, рухнул для меня в одно мгновение. Да, Бьёрклунд пишет не как Коляда или его ученики (не «под Коляду»), но от этого драматургом он быть не перестаёт. Слышал ли Сергей Голомазов об Алексе – не знаю, почему-то кажется, что нет… Почему так? Скорее всего по одной простой причине: и Коляда, и Голомазов читают… одни и те же пьесы, одних и тех же авторов.
Как такое возможно? Да очень просто. С конца нулевых годов понятия «современная пьеса» и «новая драма» в сознании российского театрального деятеля стали означать одно и то же. Есть Коляда и его ученики, есть конкурсы «Любимовка», «Евразия» и т.п., и – всё! Остальные авторы, чьи пьесы идут в театрах, если они не входят в этот «круг избранных», по странному стечению обстоятельств к современной драматургии не причастны. В «цифровом пузыре» «новой драмы» нет места никому, кроме них самих.
Справедливости ради стоит отметить, что «традиционалисты» довольно неплохо знают «новую драму», интересуются, читают, обсуждают. А вот «новодрамовцы» практически не знают ни себе подобных драматургов, да и не хотят знать, не интересуются, не считают нужным.
То, что в конце девяностых – начале нулевых годов считалось «маргинальным» направлением, вдруг стало мейнстримом, основополагающим и «направляющим трендом». Агрессивные «кукушата» из рядов «новой драмы» стали выталкивать всех остальных драматургов, кто не разделял их взглядов, из информационного пространства. Поэтому, конечно же, слова Голомазова не могли не задеть Коляду, но было бы замечательно, если бы Голомазов познакомился с современными пьесами других авторов, сохранивших «традиционный» подход к драматургии. А они есть, и их не меньше, чем бойцов в «армии Коляды».
Что касается Романа Сенчина, то его довод о том, что на Людмиле Петрушевской всё заканчивается, крайне субъективен. Судите сами: а как же Надежда Птушкина, Юрий Поляков, Ольга Мухина, другие крупные и успешные драматурги? Их что, ластиком стёрли?.. Неужели Сенчин не знает о пьесах Птушкиной, Полякова, Мухиной, Красногорова, Садур, которые идут по всей стране и за рубежом? Наверняка знает. Тогда что, он не считает их «современными» пьесами, они не дотягивают до литературного уровня в его понимании? Возможно. Но тогда это субъективный взгляд Сенчина и больше ничего. Кстати, Михаил Ромм тоже в своё время предрекал театру скорую гибель под натиском кинематографа, когда выступал в Большом зале Кремля 6 марта 1963 года. Но театр, как показало время, жив, «живее всех живых». Так и современная драматургия выживет, переживёт «добрых критиков» и недобрых «доброжелателей». Природа у неё такая – вечно пробиваться сквозь «асфальт повседневности».
Последняя современная пьеса, поставленная мною в театре, – это «Чемоданчик» Юрия Полякова. Представляя собой сатиру в духе Эрдмана, Катаева, Булгакова, эта «апокалиптическая комедия», написанная в 2015 году, смотрится на самарской сцене в 2019-м более чем актуально, о чём свидетельствует реакция зрителей. А когда мне после премьеры ещё и высокопоставленный чиновник из самарской администрации говорит о том, что спектакль позволил взглянуть на окружающую действительность «глазами народа», то я понимаю, что и пьеса, и поставленный по ней спектакль выполняют свои задачи.
Надо заметить, что я читал все пьесы Юрия Полякова, но ни одну из них доселе не ставил. На практике «Чемоданчик» оказался очень сложным материалом для постановки. Текст представляет собой скорее режиссёрскую экспликацию в духе «Утиной охоты» Александра Вампилова. Всё продумано до мелочей, и именно это обстоятельство является «врагом» режиссёра при переводе пьесы с драматургического языка на язык сценический. Не скрою, пьесу хотелось сократить, а местами переписать. Но поскольку я, как режиссёр, понимаю и уважаю первостатейность автора в театре, то решил унять своё «постановочное эго» и довериться чутью, поэтике драматурга. В итоге вышло лучше, чем я ожидал. Комедия, поставленная без купюр, держала зал на всём протяжении спектакля.
В режиссуре всегда приходится делать выбор между тем, что правильно, и тем, что легко. Легко извратить пьесу, перевернуть всё с ног на голову и выдать это за «новаторство». И как тяжело просто профессионально работать, быть внимательным, вдумчивым последователем отцов-основателей Московского художественного театра. «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет», – говорил К.С. Станиславский. Для меня это «сакральный ключ» профессии режиссёра, эталон, планка, к которой надо постоянно стремиться. За других сказать не могу, каждый сам выбирает свой путь в театральном искусстве.
Не все современные драматурги «попадают» в сегодняшний день. Это подтверждается многочисленными драматургическими конкурсами, среди которых «Время драмы», «ЛитоДрама» и «Автора – на сцену!» (все три конкурса, близкие мне, почему-то вне поля зрения Коляды). Но всегда будет запрос театра на современную пьесу. Всегда будут споры о современной драматургии, и хорошо.
Театр – живой процесс, единое поле, где находят приют самые разные точки зрения. Важно, чтобы участники вечной дискуссии слышали друг друга, интересовались друг другом и уважали друг друга.
Журнал “Культурная политика”, №2

Министерство культуры РФ: Церемония награждения II Международного конкурса современной русской драматургии «Автора – на сцену!»

17 декабря 2019 года в 19.00 на Малой сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского (г. Москва, Большая Никитская ул., 19) состоится торжественная церемония награждения победителей II Международного конкурса современной русской драматургии «Автора – на сцену!».

II конкурс «Автора – на сцену!» стартовал в День театра, 27 марта 2019 года. Начиная с этого года – Года театра в России – Национальной ассоциацией драматургов (НАД) и ООО «Театральный агент», инициаторами и организаторами конкурса, принято решение сделать его ежегодным.

Целью конкурса является поиск, популяризация и продвижение на сцену новых пьес высокого литературного уровня, в которых художественно отражена наша действительность, подняты важные для общества темы, воплощены герои нашего времени, а также достойное отражение получила сложная и героическая история России.

В этом году на конкурс поступило 306 пьес от участников из 17 стран: России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Израиля, Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Болгарии, Чехии, Германии, Франции, США.

Все финалисты получат памятные дипломы. Десять пьес, победившие в конкурсе, получат сертификаты на 500 тыс. рублей от ООО «Театральный агент» для постановки в театрах страны. Пьеса, победившая в исторической номинации, получит финансовую поддержку от Министерства культуры РФ в размере 1 млн рублей. Пьесы всех лауреатов будут в 2020 году опубликованы в журнале «Современная драматургия» и альманахе «Автора – на сцену!», а также в дружественных НАД изданиях. Публикации будут направлены в театры, что даст им возможность расширить свой репертуар.

Председатель жюри конкурса – прозаик, публицист, драматург, глава Национальной ассоциации драматургов (НАД) Юрий Михайлович Поляков.

АККРЕДИТАЦИЯ СМИ

Оргкомитет конкурса

Тел.: +7 (916) 620-05-82, +7 (499) 382-82-59

e-mail: konkursdrama@mail.ru

Сайт Министерства культуры РФ

Неактуальность Новой драмы. Что дальше?

Ника Арника, драматург

   Новая драма – термин-калька с «новой драмы» рубежа XIX – XX веков, драматургия Ибсена, Чехова, Метерлинка и прочих. В чём состояла её новизна?

   В известной цитате Чехова можно найти ответ на этот вопрос: «на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». В новой драме появляются новые приёмы, а старые приобретают новое значение. Например, меняется функция ремарок. Если раньше ремарки служили для объяснения передвижения персонажа по сцене и расположения предметов, то в новой драме появляются ремарки, позволяющие пояснить «подводное течение», второй план. Например, ремарки «молчит», «тишина», «пауза». Персонажи анализируют события, которые происходят на сцене (раньше события могли анализировать только режиссёры и зрители).

   Под современной «новой драмой», новой драмой постмодерна в этой работе я буду подразумевать драматургию, возникшую в девяностые, которая развивалась благодаря драматургическим конкурсам и семинарам. Сами формы этих конкурсов, например «Любимовки», влияли на приёмы, используемые в новодрамовских пьесах, и таким образом формировали особую эстетику. Появились пьесы, ориентированные на формат читки, а не на «коробку сцены». Формат читки подразумевает озвучивание ремарок, отсутствие сложных мизансцен, перенос части смысла с диалогов на ремарки.

   Однажды Вячеслав Дурненков сказал: «Сегодня в драматургию пришли люди, которые в юности хотели стать рок-музыкантами». Это верно. Они воспринимают театр как площадку для своего бунта. Они не ценят его, потому что не знают и не понимают – из-за отсутствия театрального образования, а часто – и литературного. Несмотря на то, что драматургия – жанр прикладной, требующий понимания сцены, знания теории и истории театра, театральные ВУЗы подготовкой драматургов не занимаются. Новодрамовцы пытаются заимствовать особенности киноязыка, приемы артхаусного кино, зачастую совершенно неприменимые к сцене.

   Новая драма – явление в первую очередь провинциальное. Именно в провинции сохранялся и кое-где до сих пор сохраняется так называемый «пыльный театр в кринолинах», мёртвый театр. Провинциальные драматурги, разочаровавшись в таком театре, стали писать пьесы, которые мечтали увидеть на сцене: о проблемах, которые волнуют их самих. В Москве такая драматургия зародиться не могла, поскольку столичная режиссура во все времена старалась быть актуальной. Играя Шекспира в Москве, играли о сегодняшних проблемах, играя Шекспира в провинции – «играли классику». Из этого следует, что одна из целей новой драмы – борьба с закостеневшим театром, с театром не про живых людей, с театральными условностями.

   Новую драму отличает игра со словами. Из-за культурной изоляции и цензуры русский театр не мог пройти через важный этап в развитии – театр абсурда 1950 – 1960-х годов. Через тот стиль, который разрушил привычную форму европейского театра с четырьмя стенами, переиграл значение слов (и необходимость их точных значений), сделал язык не менее важным, чем сюжет. Новая драма навёрстывала этот упущенный период истории театра и пропагандировала иное отношение к языку. От поиска братьями Пресняковыми новых метафор в современном языке, наполненном обсценной лексикой, англицизмами и жаргоном, до игр драматурга Пряжко, который фиксирует превращение языка в техническое средство для передачи информации – обезличенной, лишённой метафоры, красоты, а часто и цели.

   Цитата М. Липовецкого про драматургию Пресняковых как типичную новодрамовскую: «Драматурги обнаружили неотделимость… кризиса (идентичности в постсоветском обществе) от насилия – и, главное, построили особую художественную механику, способную воплотить эту иррациональную связь. …Насилие возникает как общедоступное лекарство от психологического паралича». В каком-то смысле это является отражением процесса исторического распада и деградации общества – результата не свободы, а вседозволенности времен девяностых. Персонажи многих новодрамовских пьес агрессивны, драматурги пытаются анализировать чудовищное (как, например, в монологе маньяка-каннибала в пьесе «Июль» Вырыпаева). Драматургия «испытывала власть культурных запретов: эстетических – при встрече с натурализмом, моральных – при созерцании эксгибиционизма, физиологических – при участии в насилии (в качестве зрителя и жертвы)». Также испытывался запрет на мат, новая драма пыталась мат десакрализировать.

   Главной задачей новой драмы как ребёнка перестройки была борьба с «совком» – с советской культурой, ставшей объектом соц-артовских насмешек, с традициями и советским сознанием. Эта задача уже неактуальна, поскольку Советский Союз стал прошлым, большинство сторонников новой драмы и не застали этого времени.

   Закончена борьба с тем театром 90-х, когда режиссёры заявляли, что «современной драматургии нет», и активно ставили прозу. На сегодняшний день почти все крупные режиссёры обращались к современной драматургии. Закончена борьба с ненавистным новодрамовцам «пыльным театром в кринолинах», театром не про сегодняшний день – качество театра повышается, современного прочтения классики становится всё больше. Интеллектуальный зритель, утративший в девяностые экономическую базу и вместе с ней возможность ходить в театр, – снова готов ходить в театр. Всё это говорит о том, что сама идея «борьбы», главная идея новой драмы, изжила себя.

   Постановки по новой драме всё чаще оказываются нежизнеспособными. Когда такие спектакли только начали появляться на сценах крупных театров, зритель ходил из любопытства, надеясь увидеть что-то новое, получить глоток свежего воздуха. Сейчас зритель не ждёт от этих спектаклей ничего, кроме пустой провокации, зал не заполняется, и театр вынужден снимать спектакли. Вряд ли эти театры вновь пойдут на материальные и репутационные потери, повторяя опыты с подобными произведениями. Скорее всего, новая драма вновь ограничится так называемыми «подвалами» – театром Док, «Любимовкой» и т.д.

   Если этап новой драмы подошёл к концу, то каким будет следующий этап в драматургии? Культура в целом, не только театр и драматургия, «застыла» в состоянии постмодерна. Как и «новая драма», постмодерн в других родах литературы и других видах искусств уже неактуален, поскольку неактуальна та борьба, которая была причиной его возникновения.

   Драматургия является не самым «очевидным» родом литературы. Среди читающих людей часто можно встретить тех, кто читает на ночь и прозу и поэзию, а вот драматургию – вряд ли, поскольку сама форма её напоминает «рабочий материал» для режиссёра. Однако благодаря тесной связке с театром драматургия развивается наиболее «показательно» – если зритель не ходит на какой-то спектакль – спектакль закрывают, потому что он перестаёт приносить деньги. Из-за этой сугубо коммерческой причины театру необходимо максимально быстро угадывать запрос зрителя и отвечать на него, а драматургам писать соответствующие пьесы.

   Учитывая закономерности в развитии художественных направлений, позволю предположить, что постмодерн превратится в некое подобие НАД-модерна. НАД – значит возвышающийся нравственно и интеллектуально.

   Постмодерн обесценил всё, что представляло из себя искусство – светское и религиозное, и нынешним драматургам предстоит искать новые духовные и нравственные ориентиры для зрителей и читателей. Драматург условного надмодерна не может быть дилетантом. В этом году театральные ВУЗы наконец занялись подготовкой профессиональных драматургов (Щукинское училище, Школа сценических искусств Райкина). Вскоре для всех станет очевидным, что написать хорошую, крепкую, новаторскую пьесу для театра невозможно без знания основ театрального искусства, режиссёрских приёмов, истории драматургии, современных технических возможностей…

   До постмодерна общечеловеческие ценности были очевидны. Пропагандировалась красота, любовь к жизни, к человеку, к богу. Постмодерн обесценил ценное и объявил, что всё в мире относительно. Задача надмодерна – доказать теперь уже неочевидную значимость общечеловеческих ценностей, тех социальных условностей и правил, которые необходимы для существования общества. Неочевидную ценность брака, любви, продолжения рода, семьи, морали и веры. Если постмодерну было важно показать хаос жизни и соответствующий хаос в голове человека, то в надмодерне будет важен поиск того правильного пути, благодаря которому человек может возвыситься над этим хаосом. Надмодерн будет искать выход из тех тупиков, в которые поставил культуру постмодерн. Позволю себе сравнение – если постмодерн, новая драма – это пубертат в жизни человека, когда подросток переосмысливает и отрицает все те принципы и правила, которым его учили в детстве, то драматургия надмодерна – это молодость, когда человек полон сил, любопытства, уже перешагнул через отрицание и готов искать ответы – приспосабливаться к жизни, а не отрицать её.

   В статье приведены цитаты: из книги Павла Руднева «Драма памяти», статьи И. И. Плехановой «Новая драма XXI века: лирический модус трагического», сборника «Новая драма: пьесы и статьи» издательства «Амфора».

Пресс-релиз церемонии награждения II Международного конкурса современной русской драматургии «Автора – на сцену!»

17 декабря 2019 года на Малой  сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского состоится торжественная церемония награждения победителей II Международного конкурса современной русской драматургии «Автора – на сцену!».

В 2018 году  Национальная Ассоциация Драматургов (НАД) и ООО «Театральный агент»  с успехом провели первый конкурс «Автора – на сцену!». 6 декабря на Новой сцене МХТ им. Чехова были объявлены 10 победителей, чьи пьесы получили гранты на постановку. В церемонии награждения приняли участие: Елена Ямпольская, Владимир Меньшов, Евгений Стеблов, Всеволод Шиловский, Тигран Кеосаян, Светлана Врагова, Надежда Птушкина, Михаил Мишин… Также была представлена композиция из фрагментов пьес-победителей, которую поставил режиссер Павел Карташев, а сыграли актеры Театра-студии Всеволода Шиловского.

27 марта 2019 года, в День театра, стартовал II Международный творческий конкурс на лучшую пьесу года «Автора – на сцену!». Начиная с этого года – Года театра в России – Национальной Ассоциацией Драматургов (НАД) и ООО «Театральный агент», инициаторами и организаторами конкурса, принято решение сделать его ежегодным.

Целью конкурса является поиск новых пьес высокого художественного литературного уровня, которые отражают современную действительность, поднимают злободневные темы, ищут героя нашего времени, обращены к истории России. Конкурс призван выявить лучшие драматические произведения авторов, содействовать их популяризации и постановке и в целом способствовать развитию русской драматургии.

   В этом году на конкурс поступило 306 пьес от участников из 17 стран: России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Израиля, Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Болгарии, Чехии, Германии, Франции, США.

   Десять пьес, отобранных жюри, получат финансовую поддержку от ООО «Театральный агент» в размере 500 000 рублей для постановки в театрах страны. Учитывая культурную значимость Российской истории, с 2019 года при поддержке Министерства культуры РФ введена отдельная номинация «Российская историческая пьеса» и предложена тема «Жизнь и деяния Петра Великого». Лучшая пьеса получит на постановку один миллион рублей.

   Председатель жюри конкурса – прозаик, публицист, драматург, глава Национальной Ассоциации Драматургов (НАД) Юрий Михайлович Поляков.

Члены жюри:

  •  Сладковская Виктория Викторовна, генеральный директор ООО «Театральный агент»
  •  Дмитриев Александр Иванович, заслуженный артист России, режиссер театра МХАТ им. Горького
  •  Шапошников Геннадий Викторович, главный режиссер «Театра на Покровке», главный режиссер Ростовского академического театра драмы им. М. Горького
  •  Москвина Татьяна Владимировна, писатель, драматург, театральный и кинокритик, публицист, главный редактор журнала «Время культуры. Петербург»
  •  Врагова Светлана Александровна, народная артистка РФ, режиссер, основатель театра «Модернъ»
  •  Малягин Владимир Юрьевич, драматург, прозаик, главный редактор издательства «Благовестник», член Союза писателей России, руководитель Семинара драматургии в Литературном институте им. А. М. Горького
  •  Орлов Петр Гарриевич, режиссер, театральный деятель

Перед торжественной церемонией вручения премии состоится пресс-конференция.
Начало пресс-конференции – в 18.00
Начало церемонии награждения – в 19.00

Место проведения церемонии: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 19,
Московский академический театр имени Владимира Маяковского, Малая сцена.

Контакты Оргкомитета Конкурса:
+7 916 620 05 82, +7 499 382 82 59
konkursdrama@mail.ru

Информационными партнерами конкурса выступают:

   АНО «Литературная газета», журнал «Современная драматургия», газета «Аргументы и факты», газета «Вечерняя Москва», газета «Культура», газета «Московский комсомолец», еженедельник «Аргументы недели», газета «Комсомольская правда», газета «Труд», литературно-культурологический журнал «Веси»,  журнал «Лиterraтура», АНО в сфере драматургии и театрального искусства «Время драмы», Международный драматургический конкурс «ЛитоДрама» и интернет-портал «Театральная библиотека Сергея Ефимова».

НАД на книжной ярмарке “Тверской переплёт”

Наталья Якушина

   В конце октября в Твери состоялась пятая по счёту книжная ярмарка «Тверской переплёт». Ярмарка проходила в Областной библиотеке им. А.М.Горького рядом со зданием, где останавливался великий русский драматург Александр Островский. Известные российские издательства представили книжные новинки. Прошло около ста мероприятий, посвящённые прозе, поэзии, детской литературе, экологии, театру и драматургии.

   В этом году на «Тверском переплёте» появилась новая площадка – Театральная. И на ней Наталья Якушина представила Национальную Ассоциацию Драматургов, конкурс «Автора – на сцену!», сборник пьес-победительниц конкурса, а также журналы «Веси» и «Современная драматургия», в которых опубликованы лучшие пьесы конкурса «Автора – на сцену!». Рассказала Наталья Якушина и про конкурс, который организовывает она сама, – «ЛитоДрама», презентовала сборник «7 лучших пьес «ЛитоДрамы» – 2018», и про один из старейших и престижных конкурсов в России – «Действующие лица». Про семинар современной драматургии под руководством Иосифа Райхельгауза в Школе современной пьесы. И о конкурсе «Время драмы», о Театральной библиотеке Сергея Ефимова.

   Наталья Якушина поведала собравшимся, заинтересованных лицам, как написать такую пьесу, чтобы её заметили на конкурсах ридеры и члены жюри. Прежде всего, нужно начать с правильного оформления пьесы, это визитная карточка драматурга, встречают по одёжке. Если пьеса оформлена плохо и неправильно, то это говорит о неуважении к труду редактора и членов жюри. Затем нужно придумать название, ёмкое и оригинальное. И нужно лихо начать. Чтоб начало было хорошо написано и сразу цепляло. Не нужно использовать избитые темы и типажи. Нужно быть наблюдательным, внимательным человеком, следить и за событиями в мире, и за событиями на своей улице, присматриваться к людям, изучать их характеры. Если драматург не умеет в пьесе изобразить живого человека, то даже очень хороший актёр не сможет. Необходимо всё лишнее вычёркивать, драматургия – жанр экономный. И завершить хорошо бы пьесу удачной и неожиданной концовкой с катарсисом.

   Благодарные слушатели обещали воспользоваться советами и рассказали о замыслах своих будущих пьес, которые хотели бы прислать на конкурсы. С интересом ждём новые пьесы от авторов из Твери!

Финалисты Литературной премии Справедливой России в номинации “Молодая драматургия”

Подведены итоги ежегодной Литературной премии Справедливой России 2019 года.

В номинации “Молодая драматургия” в финал вышли авторы, номинированные Национальной Ассоциацией Драматургов.

Финалисты:

  1. Залиев Роман Андреевич, “Васенин” (Республика Карелия)
  2. Кулешенко Варвара Владиславовна, “Зной” (г. Москва)

Согласно положению о конкурсе победители получают денежное вознаграждение.

Поздравляем авторов!

Короткий список конкурса “Автора – на сцену!” – 2019

Уважаемые авторы!

Опубликован Короткий список конкурса “Автора – на сцену!” – 2019

  1. Акераман Вера, «В провинции у моря» (Украина, г. Белгород — Днестровский)
  2. Арника Ника, «Потоп временно отменяется» (Россия, г. Москва)
  3. Артис Дмитрий, «Шахтер» (Россия, МО, г. Домодедово)
  4. Атуэй Алехандро, «Предупреждая времена» (Россия, г. Москва)
  5. Афанасьев Игорь, «Петр Великий из плоти и крови» (Россия, г. Москва)
  6. Барсова — Гринева Екатерина, «Лунный блюз для Греты» (Россия, г. Москва)
  7. Бочаров Дмитрий, «Американец» (Россия, г. Москва)
  8. Горбань Владимир, «Синяясиняяборода» (Россия, Крым, г. Севастополь)
  9. Доброхотов Леонид, «Кёнигсбергские КАНТинки» (Россия, г. Москва)
  10. Домовец Александр, «Восьмидесятник» (Россия, г. Волгоград)
  11. Дубина Малика , «Таська» (Россия, г. Москва)
  12. Казаков Владимир, «Малая Бронная 21/13» (Россия, г. Москва)
  13. Казанцев Сергей «Из жизни человеков» (Россия, г. Новосибирск)
  14. Калитвянский Виктор, «Легенда о кимрском сапожнике» (Россия, г. Москва)
  15. Каменев Владимир, «Пасодобль» (Россия, МО, пос. Кратово)
  16. Кобяков Вячеслав, «Старая гвардия» (Россия, г. Москва)
  17. Коллегова Елена, «Каторжанка №9202» (Россия, г. Москва)
  18. Крым Анатолий, «Членистоногие» (Украина, г. Киев)
  19. Кулагин Андрей, «Желанная» (Россия, г. Владимир)
  20. Ластов Дмитрий, «Окна выходят на театр» (Россия, г. Москва)
  21. Логванов Андрей Владимирович «Полячка»
  22. Лугин Юрий, «Горел» (Россия, г. Москва)
  23. Лунина Алиса, «Рейс Москва — Петербург» (Россия, г. Санкт — Петербург)
  24. Минченок Н. Лабиринт (Россия, г. Москва)
  25. Мишин Михаил, Червинский Александр, «Лягушки в шампанском» (Россия, г. Москва)
  26. Муренко Игорь, «Комедия органов внутренних дел» (Россия, г. Новосибирск)
  27. Нагорный Глеб, «Русский Хэллоуин» (Россия, г. Москва)
  28. Ольховская Влада, «6 утра, амеркано» (Белоруссия, г. Минск)
  29. Ордынская Ирина, «Миллион роз» (Россия, г. Москва)
  30. Орлова Виктория, Крастошевский Александр, «Историограф» (Россия, г. Москва)
  31. Осина Татьяна, Ошарина Марина «Последний волшебник» (Россия, г. Москва)
  32. Поздняков Александр, «Батька» (Россия, г. Москва)
  33. Радченко Елена, «Венок из одуванчиков» (Россия, г. Санк — Петербург)
  34. Ремизова Ксения, «Кто все эти люди» (Россия, г. Москва)
  35. Саваренский Сергей, «Семь нарядов маркизы» (Россия, г. Санкт — Петербург)
  36. Савенкова Фаина, «Ежик надежды» (Украина, г. Луганск)
  37. Садур Нина, «Мальчик — небо» (Россия, г. Москва)
  38. Самаи Евгения, «Трава на выжженном поле» (Россия, г. Звенигород)
  39. Сафиканова Лилия «У нас все дома, пардон!» (Россия, р. Башкортостан, с. Прибельский)
  40. Cтепнова Ольга, «Артистка из Кукушкино» (Россия, г. Новосибирск)
  41. Страхова Любовь, «Исторические анекдоты про Петра Великого» (Россия, г. Ярославль)
  42. Строганов Александр, «Уроборос» (Россия, г. Барнаул)
  43. Улицкая Людмила, «Круговой обзор» (Россия, г. Москва)
  44. Черлак Егор, «Три любви тому назад» (Россия, г. Магнитогорск)
  45. Шаров Павел, «Знакомая скамейка» (Россия, г. Нижний Новгород)
  46. Шимоне Светлана, «Последний Царь — Первый Император»(Россия, г. Москва)
  47. Шпаков Владимир, «Астероиды international» (Россия, г. Санкт — Петербург»
  48. Этман Александр, «Танго «Эспланада» (США, ш-т. Иллинойс)
  49. Юрьева Аглая, «Мы будем жить» (Россия, г. Санкт — Петербург)

Имена победителей будут объявлены 17 декабря.