«Последний свидетель» Владимира Малягина. Авторский вечер в НАД

24 февраля, в первый день Масленичной недели в Шефском доме прошла творческая встреча с драматургом, прозаиком и сценаристом Владимиром Малягиным, организованная Национальной Ассоциацией Драматургов. Владимир Юрьевич трудится на посту главного редактора издательства Данилова монастыря. Параллельно он руководит Семинаром по драматургии в Литературном институте имени А.М. Горького и продолжает заниматься творчеством.
В Шолоховском зале Союза писателей собрались близкие драматурга, его друзья, ученики и поклонники. А Владимир Юрьевич с душевной радостью встречал их. Правда, не в парадной одежде, а в бежевой футболке, на которой было написано «Последний свидетель» и приведены названия всех пьес, вошедшие в презентуемый сборник. Эта футболка, как признался сам драматург, подарок его любимой жены, художницы Ольги Малягиной, которая, к слову сказать, очень стильно и необычно оформила книгу.
…Более 40 лет назад, в 1978 году, Володя Малягин, тогда еще студент-первокурсник Литературного института имени А.М. Горького, устроил настоящий фурор, – в театре «Современник» режиссер Галина Волчек поставила его пьесу под названием «НЛО», пьесу, о которой сразу же заговорила вся театральная и писательская Москва.
Потом драматург писал и представлял на суд театрального зрителя новые пьесы, которые ставил близкий друг Владимира Малягина режиссер Сергей Арцибашев. В 2001 году вышел большой сборник из 15 пьес, который назывался «В тишине». Тот сборник стал своего рода первым томом «Избранного» – драматургических произведений, написанных за 20 творческих лет, прошедших с момента окончания Литинститута. И вот теперь, спустя еще 20 лет – удивительное совпадение чисел, – свет увидел второй том под названием «Последний свидетель». Презентация нового сборника пьес – отличный повод для друзей и поклонников, единомышленников и учеников драматурга встретиться и пообщаться с Владимиром Малягиным.
Вечер-презентация начался с… благодарности. Да, именно со словами благодарности обратился Владимир Малягин ко всем, кто пришел его поздравить в этот вечер в зал Союза писателей России. «В этом и есть проявление настоящей дружбы: друзья увидели объявление о вечере-презентации книги – и пришли, – заметил Владимир Юрьевич. – Дружба – это ведь не какая-то непонятная субстанция. По сути своей дружба – это антология близких людей. Поэтому всех вас, моих друзей, я от души благодарю за то, что вы сюда пришли».
Потом слово взял драматург, поэт, писатель и общественный деятель Юрий Поляков. Он отметил, что выход книги пьес явление далеко не рядовое, если не сказать, весьма уникальное. Пьесы отдельными книгами, по его словам, публикуются очень редко, так как издатели не решаются за них браться. Кроме того, по словам Юрия Михайловича, вышедший сборник «Последний свидетель» вещь знаковая, так как ее автор, Владимир Малягин, является лидером того «типа драматургии, которая написана по всем классическим правилам высокого искусства, что в наше время тоже явление редкое». И совсем неслучайно, подчеркнул Юрий Поляков, «книга Владимира Малягина, которая вышла почти 20 лет назад, называлась «В тишине». Это весьма символическое название, поскольку то поколение русских драматургов существовало в состоянии полной тишины, зачастую искусственно созданной, если не сказать, замалчивания».
Писатель Юрий Поляков вспомнил 70-е годы прошлого века, когда на театральном небосклоне ярко вспыхнула пьеса Владимира Малягина «НЛО» – пьеса, о которой сразу же все заговорили. «Я был просто поражен, – заметил Юрий Михайлович Поляков, – когда увидел по телевизору автора этой пьесы. Ведь в советские времена существовали негласные правила, что поэт мог состояться в 25 лет, прозаик – в 35, но вот драматург, считали все, мог появиться лишь после 50! А тут вдруг молодой парень, мой ровесник – и уже знаменитый драматург, автор академических театров».
Поздравляя Владимира Малягина с выходом его новой книги, Юрий Поляков сказал, что очень рад за Владимира Юрьевича, что он уверенно продолжает писать свои замечательные пьесы, когда многие другие драматурги «не выдержали сложного периода давления, безумного отбора, сошли с дистанции и ушли из профессии». Юрий Поляков признался, что счастлив также, что ему с Владимиром Малягиным удалось создать творческое сообщество писателей этого жанра – Национальную Ассоциацию Драматургов. «Нам не только удалось создать это творческое объединение, но и два раза провести конкурс «Автора – на сцену!». Мы подготовили и издали альманахи с пьесами молодых драматургов, среди которых есть произведения и учеников Владимира Юрьевича Малягина».
Заканчивая свое выступление, Юрий Михайлович Поляков вручил Владимиру Малягину от имени Национальной Ассоциации Драматургов медаль и диплом «как продолжателю чеховской традиции в день презентации сборника «Последний свидетель».
Потом слово предоставили еще одному единомышленнику Владимира Малягина – режиссеру, актеру, драматургу и сценаристу Игорю Яковлевичу Афанасьеву. Почти 40 лет Игорь Яковлевич был режиссером и сценаристом украинских театров, потом еще 15 лет ставил спектакли в Америке, а последние пять лет работает режиссером-постановщиком в театре Российской армии. В своем выступлении он сказал, что профессии драматурга и режиссера зачастую профессии противников, режиссер и автор постоянно находятся в некоем противоборстве. Поэтому пьесы Владимира Малягина он анализировал именно как режиссер. «И я хочу вам сказать, что это редчайший случай, – заметил Игорь Афанасьев. – Обычно я читаю пьесу и сразу вижу какие-то моменты, которые мне хочется убрать или попросить автора переделать их «под меня». Мне хочется подмять под себя и Шекспира, и Мольера. А в пьесах Владимира Малягина мне не хочется переделывать ничего».
Дальше он остановился на пьесе Владимира Малягина из первого сборника «Император в Кремле», заметив, что «если бы его спросили, что поставить ко Дню Победы, то он бы с ходу сказал, что надо ставить именно эту пьесу. «Это настоящее патриотическое произведение. Не псевдопатриотическое, а истинно патриотическое. Я не встречал произведения, где была бы точнее показана разница между западной и настоящей русской культурами. Благодаря этой пьесе, можно понять, почему русских победить нельзя».
В паузе между выступлениями слово вновь взял Владимир Малягин, который сказал о том, что судьба писателя – это всегда судьба одиночки, и заметил, что «любые творческие свершения происходят не благодаря, а именно вопреки. Чтобы сделать любое серьезное дело, надо что-то преодолеть». И, по словам Владимира Юрьевича, «он бы не смог ничего преодолевать, если бы не вера, глубокая убежденность в том, что есть Сила, у Которой можно почерпнуть все необходимое для себя».
Рассказывая о вышедшем сборнике «Последний свидетель», Владимир Малягин отметил, что среди 11 включенных в книгу пьес есть две инсценировки. Говоря об инсценировке «Мертвых душ», поставленных в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского, драматург сказал: «Я тогда высказал некую идею, и Сережа Арцибашев ее принял. Мы стали первыми в истории русского театра, кто поставил на сцене не первый том «Мертвых душ», а оба тома этого произведения! И, я считаю, что это дает мне право поместить текст инсценировки «Мертвых душ» в этот сборник наравне с другими, оригинальными пьесами».
Владимир Юрьевич отметил также и знаковую пьесу «Сталин. Часовщик», которая в феврале 2017 года была поставлена режиссером-постановщиком Александром Пудиным в Ростовском академическом театре драмы им. Максима Горького. По мнению Владимира Малягина, «разговор о самых важных и острых периодах в нашей истории ничего, кроме пользы, никогда не приносил. Тогда в театральном зале и патриоты, и либералы два часа, затаив дыхание, слушали и смотрели. И, я считаю, что это была победа театра».
Отметил драматург и еще одну пьесу – «Жуков. Война после победы». Он поведал о том, что при написании исторических пьес ему нередко приходится просматривать горы архивных материалов, и то, что представлено в пьесе, по сути лишь «крохотная видимая часть гигантского айсберга, который покоится на очень большом историческом материале».
О пьесе «Сталин. Часовщик» говорил и художественный руководитель Самарского художественного театра Павел Анатольевич Карташев, который, в частности, сообщил, что эскиз этой пьесы будет поставлен на сцене Самарского театра уже в мае этого года.
В своем выступлении Павел Анатольевич сравнил режиссеров с драматургами, заметив, что режиссеры – это «несостоявшиеся драматурги, которые просто не умеют писать словами и поэтому на сцене пишут, используя вместо слов актеров, звук, свет, декорации…». Павел Анатольевич открыл и маленький секрет, что Владимир Малягин в настоящее время готовит для Самарского театра инсценировку по книге «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, и спектакль пойдет в театре уже в апреле. «И на будущее, – добавил Павел Карташев, – с Владимиром Малягиным у нас есть договоренность об инсценировке «Преступления и наказания»».
Любой творческий вечер-презентация не может обойтись без вопросов, и разнообразные «что?», «почему?», «когда?» и «как?» посыпались на Владимира Малягина. На вопрос одной из участниц встречи «Что ты пишешь сейчас?», драматург честно признался, что трудится над несколькими вещами, но рассказывать о них не хочет. «Пока не написано, говорить не хочу. Я даже студентов своих учу, чтобы они, пока не воплотили большую часть, даже не делились бы замыслом. Поделиться замыслом – это все равно, что уже создать. У каждого пишущего бывало так, что он взял и интересно рассказал свой замысел, а потом вдруг понял, что если всё уже рассказано, то зачем писать?».
Отвечая на вопрос «Как он собирает материал для исторических пьес?», Владимир Малягин, в частности, очень образно рассказал о поразившем его времени после смерти Сталина. «Это был потрясающий исторический период, – сказал Владимир Юрьевич. – Всего несколько поразительных лет. Раньше я никогда не погружался в этих Маленковых, Булганиных… А когда погрузился, то вдруг увидел, что в Кремле в те годы находилась «атомная бомба»… И она взорвалась! Взорвалась Хрущевым и снесла полстраны».
Очень показательную историю рассказал Владимир Малягин, отвечая на вопрос «Что лучше: смотреть пьесу или читать?». Он вспомнил, как в молодости оказался в Ижевске, где один бродячий актер поставил «Сирано де Бержерака». «В том спектакле было занято всего четыре человека, но это было нечто. С тех пор минуло сорок с лишним лет, – взволнованно говорил Владимир Юрьевич, – но я до сих пор помню этот поразительный спектакль. Я сидел не шевелясь. Так что театральные впечатления могут не совпадать с личным ощущением от чтения пьесы».
Под конец вечера наступил обязательный для творческих встреч с писателями и столь долгожданный для всех поклонников момент, когда Владимир Юрьевич Малягин стал подписывать и дарить друзьям и ученикам свои книги. К столу, за которым сидел драматург и лежали стопки книг, выстроилась громадная очередь из желающих получить заветный сборник с автографом автора.
Под занавес встречи мне удалось взять у виновника торжества короткое импровизированное интервью.
– Владимир Юрьевич, какие из опубликованных пьес в двух Ваших томах Вы считаете самыми любимыми?
– Из первого сборника «В тишине» я бы назвал «Аввакума» и «Императора в Кремле». Это пьесы, которые долго и с успехом шли во МХАТе им. Горького в постановке Николая Васильевича Пенькова. Есть в первом сборнике и моя любимая пьеса, которая никогда не была поставлена – «После волка пустынного». Антиутопия. Она была написана в 90-х годах прошлого века, но я до сих пор ее люблю.
Что касается последнего сборника, то я так жестко проводил отбор, что просто не могу сказать, что в нем есть какие-нибудь не любимые пьесы. Последние – «Сталин. Часовщик» и «Жуков. Война после победы» – мне дороги в том смысле, что они самые последние. Но когда я перечитывал и редактировал книгу «Последний свидетель», то внутренне порадовался, что отобрал действительно хорошие пьесы.
– А почему Вы выбрали именно драматургию – жанр весьма непростой?
– Я ничего не выбирал. Тут, как и в любом другом случае, всё дело в талантах, которые раздает Господь. Человек не выбирает: он может послушаться призыва свыше или не послушаться. Выбор только в этом.
Если человек послушался призыва свыше, то у него больше нет никакого выбора. И я считаю, что ситуация преодоленного выбора – это и есть настоящая свобода. Хотя есть один распространенный штамп современного мышления: мол, если у меня есть выбор, то я свободен, а если его нет, то я, следовательно, не свободен. На самом деле всё ровно наоборот!
Кстати, когда начинаешь изучать историю философии, историю человеческой мысли, то оказывается, что ты не один так думаешь: великие люди до тебя считали так же. Пока перед человеком стоит необходимость выбора, это самая страшная несвобода. Людям приходится выбирать между предательством и верностью, между смертью и жизнью, только смертью достойной, а жизнью недостойной…
Поэтому, если в тебя тычут пальцем и говорят: «Ты – драматург», и ты это сам понимаешь и чувствуешь, то дальше не надо ничего выбирать.
– Владимир Юрьевич, если бы Вы сейчас встретились с тем самым первокурсником Володей Малягиным, который, написав в студенческие годы пьесу «НЛО», сделал свой первый большой шаг в драматургию, определивший всю его дальнейшую жизнь, что Вы ему сказали бы?
– Я посоветовал бы ему быть не таким нахальным. И не таким гениальным. Мое расставание с театром «Современник» началось с того, что в одном из тогдашних интервью, о котором здесь кто-то упоминал, я умудрился обидеть Галину Борисовну Волчек. Когда мне дали слово, я тогда сказал: «Конечно, я благодарен театру… Но вообще-то я хотел бы, чтобы в следующей постановке меня никто не правил». На самом-то деле, оказалось, что всё, что они делали, они делали, чтобы мне помочь. А я посчитал, что они мне зло принесли… Галина Борисовна тогда на меня очень сильно обиделась.
Поэтому я посоветовал бы себе, первокурснику, язык не распускать. Из своего сегодняшнего далека я посоветовал бы себе, молодому, быть более деликатным с людьми… Просто потому, что с людьми надо быть деликатным.
– И последний вопрос. Когда вы творите, когда работаете над очередной пьесой, Вы чувствуете, что Вашей рукой водит Господь?
– Да, порой возникают моменты, когда ты понимаешь, что вот это ты сам придумать не мог. Например, я перечитываю пьесу из первого тома, которую написал 20-30 лет назад, и думаю: «Неужели это я писал?». Мне эти пьесы нравятся, но я их не узнаю. Я уже не помню, как это делалось. Сам по себе акт творчества это великая и глубокая тайна. И она дана этому человеку в это время. А потом проходят года, и того акта творчества уже не будет, возможно, будет что-то иное, но уже не то, что было тогда.
Автор: Петр Селинов

 

Читка-семинар “Час Автора”. Май 2020 г.

Перенос мероприятия на май

Читка-семинар “Час Автора” в рамках драматургической лаборатории НАД. Мероприятие проходит в Шефском доме на Комсомольском проспекте, 13 в офисе ассоциации.

Пьесы, принимающие участие:

Быстрицкий Григорий, “Полигон”

Участникам семинара необходимо заранее ознакомиться с текстами.
Вход на мероприятие свободный по предварительной регистрации на Facebook или записи по электронной почте или телефонам.

Телефон: +7 499 380 82-59+7 916 620 05-82
Email: info@rudrama.ru

Вечер в ЦДЛ к 150-летию И.А. Бунина “Лишь слову жизнь дана”

19 марта мероприятие отменено. О новой дате будет объявлено дополнительно.

Указом Президента РФ в 2020 году в России широко отмечается юбилей первого лауреата Нобелевской премии в области литературы И.А.Бунина.

19 марта в 19.00 в Центральном Доме Литераторов состоится вечер, посвященный 150 – летнему юбилею И.А Бунина «Лишь слову жизнь дана!»

Программа вечера:
– Поздравления от министра культуры РФ, и главы управы Пресни ЦАО г. Москвы.
– Демонстрация уникальных архивных кадров вручения Бунину Нобелевской премии в 1933 году.
– В исполнении народного
артиста РФ Евгения Герасимова , и известных московских писателей и поэтов прозвучат стихотворения Бунина.
– Буниновед , доктор филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН Дмитрий Николаев расскажет о малоизвестных фактах жизни великого писателя.
– Актеры Театра-студии Вс. Шиловского (Глеба Гузея, Анны Чепенко, Евгении Ярушниковой, Мадины Дасаевой, Юрия Бессонова) сыграют отрывок из пьесы о Бунине «Признание» М. Дубиной- члена Национальной Ассоциации Драматургов, лауреата конкурса «Автора – на сцену!» , режиссер, художественный руководитель Самарского художественного театра – Павел Карташев.
– Романсы Сергея Рахманинова на стихи Ивана Бунина прозвучат в исполнении народного артиста РФ Алексея Мочалова , за роялем Татьяна Мочалова; а также артистки Москонцерта, лауреата российских и международных конкурсов Ирины Шоркиной
– Лауреат международных и российских конкурсов артистов-чтецов, член «БОР», актриса Наталья Захарова прочтет рассказ Бунина «Осенью».

Вечер завершит отрывок
х/ф «Несрочная весна», режиссера Владимира Толкачикова, снятого по мотивам рассказов Ивана Бунина.

Ведущие вечера: писатель, драматург, лауреат Бунинской премии, Председатель “НАД” – Юрий Поляков,
актриса, советник главы управы Пресни – Наталья Захарова.

Продолжительность вечера 2 часа.

Организаторы: управа Пресненского района ЦАО г. Москвы,
Национальная Ассоциация Драматургов,
Клуб писателей ЦДЛ

Адрес: Центральный Дом Литераторов
Б.Никитская 53,
(метро Баррикадная)

Вход сободный

Читка-семинар “Час Автора”. Февраль 2020 г.

29 февраля в 16:00 состоится первая читка-семинар “Час Автора” в рамках драматургической лаборатории НАД. Мероприятие пройдет в Шефском доме на Комсомольском проспекте, 13, в офисе ассоциации.

Цикл читок-семинаров откроет пьеса Марты Лариной «Я гений».

Вход на мероприятие свободный по предварительной записи.

Телефон: +7 499 380 82-59+7 916 620 05-82
Email: info@rudrama.ru

Презентация нового сборника пьес Владимира Малягина

24 февраля 2020 года в Шефском доме на Комсомольском проспекте, 13 известный драматург, прозаик, сценарист Владимир Юрьевич Малягин представит новый сборник пьес “Последний свидетель”.

В новом сборнике пьес драматурга Владимира Малягина, издан-ном под эгидой Национальной Ассоциации Драматургов, собрано лучшее из написанного автором за два десятилетия. Пьесы, по-ставленные в столичных и провинциальных театрах, пьесы-победители конкурсов драматургии, – и пьесы, пока не увидевшие свет, но горячо любимые автором. «Ангел мой. Жизнь Федора Тютчева», «Есенин. Последние встречи», «Любовь – Война – Лю-бовь. 1812», «Сталин. Часовщик», «Жуков. Война после победы» и многое другое – в общем, читателя ждет диалог с одним из лучших современных драматургов…

Адрес мероприятия: Комсомольский проспект, 13, 1 этаж, Конференц-зал. Начало в 19:00. Вход свободный.

Справки по телефонам: +7 499 380 82-59+7 916 620 05-82

Читка-семинар в рамках драматургической лаборатории НАД

Уважаемы авторы!
Мы запускаем новую серию образовательных читок-семинаров для авторов в рамках драматургической лаборатории НАД. Авторы сами выбирают для читки одну из своих пьес и читают её, затем происходит обсуждение с участием театральных деятелей: режиссеров, драматургов, сценографов, актеров.
Периодичность — 10 читок в год.
В конце года мы выпустим электронный сборник этих пьес. Авторы получат памятные дипломы.
В конце февраля состоится первая в этом году читка-семинар.
К участию принимаются пьесы авторов-членов НАД.
Прислать текст и заявку на участие можно на электронный адрес ассоциации info@rudrama.ru . В теме письма необходимо указать «Читка».
Присутствовать могут все желающие по предварительной записи.
Дата мероприятия и пьеса будут объявлены дополнительно. Следите за новостями.

Творческий вечер Юрия Полякова “В ожидании сердца”

7 февраля 2020 года в 19:00 в Большом зале Центрального дома литераторов состоится творческий вечер писателя и драматурга Юрия Полякова.

В программе:

– сцены из новой пьесы в исполнении московских актеров

– авторское чтение новой прозы

– ответы на вопросы

– продажа новых книг

Адрес мероприятия: Москва, Большая Никитская ул., д. 53, метро Баррикадная

Вход свободный

“Культура”: Автор на миллион

В Москве подвели итоги II Международного конкурса современной русской драматургии «Автора — на сцену!», организованного Национальной Ассоциацией Драматургов (НАД) и компанией «Театральный агент».

Конкурс проводится с целью популяризации и продвижения на сцену новых пьес, в которых художественно отражена российская действительность, подняты важные для общества темы, воплощены герои нашего времени. Всего в этом году на конкурс было прислано 306 произведений, написанных драматургами из 17 стран мира. В течение года компетентное жюри под председательством писателя и драматурга Юрия Полякова отбирало лучшие пьесы современных авторов. Помимо Полякова драматургов оценивали заслуженный артист России, режиссер МХАТ им. Горького Александр Дмитриев, главный режиссер Театра на Покровке, главный режиссер Ростовского академического театра драмы им. М. Горького Геннадий Шапошников, писатель, драматург Татьяна Москвина, генеральный директор ООО «Театральный агент» Виктория Сладковская и другие. Имена победителей были названы на торжественной церемонии в Театре имени Маяковского. В их числе — авторы из России и Белоруссии.

Лучшими пьесами были признаны «Восьмидесятник» волгоградца Александра Домовца, «Артистка из Кукушкино» новосибирского драматурга Ольги Степновой, «Шахтер» Дмитрия Артиса из Домодедова, «6 утра, американо» Влады Ольховской из Минска. Подавляющее же большинство лауреатов — произведения московских авторов: «Лунный блюз для Греты» Екатерины Барсовой-Гриневой, «Американец» Дмитрия Бочарова, «Таська» Малики Дубиной, «Русский Хэллоуин» Глеба Нагорного, «Лягушки в шампанском» Михаила Мишина и Александра Червинского, «Последний волшебник» Татьяны Осиной и Марины Ошариной.

— Среди пьес-победителей — исторические, бытовые пьесы, мелодрамы, комедии. В плане тематики и жанра все они очень разные. Отличает их то, что авторы понимают, что эту пьесу должен посмотреть зритель и желательно не уйти в перерыве, — поделился впечатлениями председатель жюри Юрий Поляков. — Наша сверхзадача — вернуть качественную, интересную зрителю, современную российскую драматургию в афиши, в репертуар.

Авторы получат от организаторов конкурса «Автора — на сцену!» финансовую поддержку в размере 500 тысяч рублей для постановки своих пьес в театрах России.

— Нам важно, чтобы автор не положил свою пьесу в стол, а смог увидеть ее на сцене. Мы выдаем сертификат в театр, по сертификату оплачивается постановка в региональном театре, — пояснила Виктория Сладковская.

В рамках конкурса при поддержке Министерства культуры РФ была создана номинация «Российская историческая пьеса». В этом году темой стала «Жизнь и деяния Петра Великого». Лучшим в этой номинации был признан драматург Игорь Афанасьев с пьесой «Петр Великий из плоти и крови». По мнению членов жюри, это сильное произведение, в котором автору удалось передать щемящее одиночество человека, находящегося у власти. Игорь Афанасьев получит грант в размере одного миллиона рублей на постановку своей пьесы.

Источник

“Культуромания”: Минкульт позвал «Автора — на сцену!»

17 декабря на Малой сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского награждали победителей II Международного конкурса современной русской драматургии «Автора — на сцену!», миссия которого — поддержка молодых драматургов, пишущих на русском языке. Автором и драйвером идеи выступает известный российский писатель и драматург Юрий Поляков. В этом году участие — одной из номинаций премии — вместе с организаторами, Национальной Ассоциацией Драматургов (НАД) и компанией «Театральный агент», приняло Министерство культуры РФ. Так появилась номинация «Российская историческая пьеса», победитель в которой был награжден сертификатом на 1 млн рублей. Остальные лауреаты получили от компании «Театральный агент» сертификаты на 500 000 рублей. Денежные призы предназначены для финансирования постановок в театрах страны.

Генеральный директор компании «Театральный агент» Виктория Сладковская рассказала, для чего предназначены сертификаты.

— Мы хотели сделать так, чтобы пьесу не положили в стол. Поэтому победителям вручаем сертификат, который будет оплачен региональному театру, взявшему пьесу на постановку, — объяснила она. — Получается, что зрители увидят пьесы, авторы же получат положенные отчисления от театра.

Председатель жюри конкурса прозаик и драматург, глава Национальной Ассоциации Драматургов (НАД) Юрий Поляков рассказал, по каким критериям отбирали произведения.

— Первый критерий — это профессионализм автора пьесы. К сожалению, 20 лет господства новой драмы привели к тому, что профессиональный уровень драматургов очень сильно упал. Второй критерий — художественный уровень произведения. И третий критерий — соответствие зрительскому интересу русского репертуарного театра, — отметил глава НАД. — Мы также поощряем новаторские проекты, но только если они будут соответствовать названным мною критериям

По мнению Юрия Полякова, сейчас из театров исчезла современная драматургия. Поэтому главная задача премии — вернуть ее на подмостки.

— Наша сверхзадача — вернуть качественную современную драматургию российскому зрителю. Потому что новая драма, которую очень серьезно финансово поддерживают вот уже 30 лет, так и не смогла создать пьесу, способную удержаться в репертуаре и собрать большие залы, — сказал он.

Писатель, драматург, главный редактор журнала «Время культуры. Петербург» Татьяна Москвина сказала «Культуромании», что о падении профессионального уровня драматургов говорить было бы неверно.

— Не думаю, что уровень упал у авторов пьес. Человек делает то, что поощряется. Поощрялись же тенденции, в соответствии с которыми режиссеру требовалась не пьеса, а определенного рода материал. Речь о том, что пьеса — полноценное художественное произведение, практически не велась. Нам же надо возродить русскую драму. Еще одна проблема — отсутствие критики, посредников между миром литературы и театром. И очень не хватает сегодня театральных агентов, на которых никто не учит. Не дело драматурга бегать по театрам с пьесой, этим должен заниматься агент, — поделилась своим мнением г-жа Москвина.

«Главный в театре — драматург»

В состав жюри под началом Юрия Полякова вошли генеральный директор компании «Театральный агент» Виктория Сладковская, заслуженный артист России, режиссер театра МХАТ им. Горького Александр Дмитриев, главный режиссер «Театра на Покровке», главный режиссер Ростовского академического театра драмы им. М. Горького Геннадий Шапошников, писатель, драматург, театральный и кинокритик, публицист, главный редактор журнала «Время культуры. Петербург» Татьяна Москвина, народная артистка РФ, режиссер, основатель театра «Модернъ» Светлана Врагова, драматург, прозаик, главный редактор издательства «Даниловский благовестник», член Союза писателей России Владимир Малягин, режиссер, театральный деятель Петр Орлов.

В этом году жюри приняло к рассмотрению 306 произведений от драматургов, что на 100 пьес больше по сравнению с прошлым годом. География участников широка — 17 стран, включая Францию, США, Болгарию, Чехию.

Лауреатами стали десять драматургов плюс одиннадцатый в номинации Минкульта. Зрители могли получить представление о пьесах-победительницах по отрывкам, поставленным на сцене под руководством режиссера-постановщика Павла Карташева.

Среди победителей — Дмитрий Артис, пьеса «Шахтер», Екатерина Барсова-Гринева, «Лунный блюз для Греты», Дмитрий Бочаров, «Американец», Александр Домовец, «Восьмидесятник», Малика Дубина, «Таська», Михаил Мишин, Червинский Александр, «Лягушки в шампанском», Глеб Нагорный, «₽усский Хэллоуин», Татьяна Осина, Марина Ошарина, «Последний волшебник», Влада Ольховская, «6 утра, американо», Ольга Степнова, «Артистка из Кукушкино».

Писатель, главный редактор газеты «Культура» Петр Власов, который вручал премию представительнице Белоруссии Владе Ольховской, поблагодарил Юрия Полякова за то, что тот не почивает на лаврах и проведением этого конкурса выращивает себе не только смену, но и конкурентов.

Победителем в новой номинации «Российская историческая пьеса» и обладателем сертификата с самой крупной суммой в 1 млн рублей, стал Игорь Афанасьев с пьесой «Петр Великий из плоти и крови». Награду ему вручал заместитель министра культуры Павел Степанов, который отметил, что рад наградить лауреата в преддверии празднования 350-летия со дня рождения Петра Первого сертификатом на столь внушительную сумму. Юрий Поляков сообщил, что эта пьеса будет поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

Кроме уже упомянутых был отмечен еще ряд пьес. Специальный диплом «Справедливой России» получила автор произведения «В провинции у моря» Вера Аккерман из города Белгород-Днестровский, Украина.

Также дипломантами конкурса стали Леонид Доброхотов, «Кёнигсбергские КАНТинки» (Москва), Виктор Калитвянский, «Легенда о кимрском сапожнике» и Ирина Ордынская, «Миллион роз» (Москва).

Члены жюри объяснили выбор победителей.

— Я участвую во многих конкурсах, читаю много пьес, но пьеса «Петр Великий из плоти и крови» на меня произвела огромное впечатление, очень пронзительное. Эта пьеса об одиночестве любого человека, но особенно об одиночестве человека, находящегося на вершине власти, который один сражается против всего мира, рассказал Владимир Малягин.

По мнению Татьяны Москвиной, призеров могло быть и больше.

— Я читала всех авторов, кое-какие пьесы совпали с ощущением жюри. Но мне запомнилась пьеса, не вошедшая в число номинантов — «Уроборос» Александра Строганова. Она поразила оригинальностью и новизной, — отметила член жюри. — Мне жаль, что большинство номинантов оказались из Москвы. В Петербурге многие не знали об этой премии. И среди финалистов Петербурга не было, но зато были Новосибирск, Волгоград. Пьесы авторов из этих городов мне понравились. Они не хотят быть модными, они хотят высказаться, поговорить с людьми — это важно.

Виктория Сладковская в беседе с «Культуроманией» отметила огромный интерес, проявляемый к конкурсу:

— Прошел год с момента организации премии, и мы счастливы, что решились на этот шаг. Потому что к конкурсу проявлен огромный интерес. Уже одно то, что участников стало на одну треть — на 100 — больше, чем в прошлом году, говорит об этом. Поэтому мы решили сделать этот конкурс ежегодным. Ко всему прочему Министерство культуры нами заинтересовалось, номинация «Российская историческая пьеса» так и останется в «Автора — на сцену!».

Петр Орлов оценил профессионализм и качество пьес, представленных на конкурс.

— Пора вспомнить, что в театре главный — драматург, — резюмировал режиссер.

Источник

“Труд”: Булгаков, Гарбо, Стаханов и другие

Стали известны победители конкурса на лучшую современную пьесу года «Автора – на сцену!»

На Малой сцене Театра имени Маяковского наградили победителей Международного творческого конкурса на лучшую современную пьесу года «Автора — на сцену!». Учредители — Национальная ассоциация драматургов и юридическое объединение ООО «Театральный агент» — уже второй год выдают лауреатам сертификаты на 1 млн и 500 тысяч рублей, чтобы поддержать постановки новых пьес в театрах страны и мира. Председатель жюри конкурса — писатель и драматург Юрий Поляков.

Перед оглашением списка топ-10 выпускники ВГИКа (актерской мастерской Всеволода Шиловского) показали отрывки из новых пьес. Между прочим, в этом году на конкурс было подано 306 драматических сочинений из 17 стран, и это в три раза больше, чем год назад. Перед зрителями, среди которых были известные личности — режиссер Юрий Кара, актер Сергей Никоненко, замминистра культуры России Павел Степанов, — предстала плеяда персонажей из XIX, XX и XXI веков.

Современник Пушкина граф Федор Толстой (Американец) с его бесконечными дуэлями в пьесе Дмитрия Бочарова обожжен любовью к цыганке Дуняше. Не менее сильное чувство испытывает другая историческая героиня, Грета Гарбо в пьесе «Лунный блюз для Греты» Екатерины Барсовой-Гриневой. Вот только влюблена она не в человека, а в магию кино. Но если Гарбо смогла красиво закончить свой роман с кинематографом, то Американец оказался заложником собственных страстей. Известно, что у него и его жены-цыганки из 12 детей дожила до зрелого возраста только одна дочь Прасковья. Как считал сам Американец, смерти детей были наказанием за убитых им на дуэлях соперников…

Жертвами морфиям и алкоголя предстали писатель Михаил Булгаков и герой труда Алексей Стаханов в пьесах Малики Дубиной «Таська» и Дмитрия Артиса «Шахтер». Если великий романист невероятной силой воли и верой в свое предназначение поборол зависимость, то знатный забойщик, увы, позволил пагубному пристрастию разрушить себя. Конечно, по нескольким сценам трудно оценить масштаб и глубину пьес, но диалоги, сюжетные линии вызывают интерес и не кажутся «клюквой».

Что касается пьес о нас сегодняшних, людях Всемирной паутины, то во всех сюжетах главный бич — тотальное одиночество и потеря своей индивидуальности. Героиня пьесы Ольги Степновой «Артистка из Кукушкино», несмотря на то что у нее взрослые дети, приходит к горькому выводу, что вся ее жизнь — одна большая ошибка, повлекшая за собой трагические ошибки ее близких.

Драматурги, отзываясь на болезненные темы общества, делают это в традициях русского психологического театра — с попыткой понять человека и найти для него выход. Эти работы динамичны, лаконичны по диалогам, свободны от назидательности и пропаганды. Отчасти, подчеркивают учредители конкурса «Автора — на сцену!», он и создан как альтернатива не всегда умной и серьезной «новой драме», которая, считают они, грешит излишним ажиотажем и использованием внешних зрелищных приемов.

Правда, нынешние реалии таковы, что театры не спешат ставить современные пьесы, ведь их авторам надо платить. Тогда как проверенная классика не требует авторских отчислений, да и риску с ней куда меньше. Поэтому изначально конкурс «Автора — на сцену!» во главу угла поставил вопрос материальной поддержки победителей — она и выражается в тех самых денежных сертификатах на постановки. У конкурса, подчеркнули устроители, хорошие перспективы на развитие, в том числе по увеличению премиального фонда.

Источник