Новогодние пьесы
Подборка новогодних пьес авторов Национальной Ассоциации Драматургов
ВОЕННАЯ ТАЙНА ПОЛКОВНИКА ИВОЛГИ
роли: 4 мужские, 3 женские
В двух действиях. Новогодняя история Игоря Афанасьева начинается в жанре комедии положений: накануне нового Года , в переполненной гостинице города Сочи , администратор направляет в один и тот же номер полковника в отставке Павла Иволгу и молоденькую чемпионку по кикбоксингу Катю, и что уже смешно, тоже Иволгу. В дальнейшей цепи событий выясняется, что другого свободного номера нет, естественное повышенное внимание мужчины к молодой девушке наталкивается на её сопротивление, а совпадение фамилий приводит полковника к ряду воспоминаний, которые наталкивают его на мысль, о том, что Катя – его дочь. К финалу история становится почти мелодрамой, но все же возвращается в жанр лирической доброй комедии.
роли: 4 мужские, 3 женские, 3 детские
Новогодняя сказка-игра Игоря Афанасьева балансирует между капустником по поводу известной сказки «Три поросенка» и увлекательной игрой «в догонялки» с маленькими зрителями. Стихотворному тексту помогает знакомая детям и незнакомая музыка и танцевальные номера, которые вместе с Дедом Морозом помогают детям весело встретить Новый год. Постановку спектакля по этой сказке можно увидеть на экране в варианте без новогоднего финала.
роли: 4 мужские, 3 женские
Новогоднее представление с превращениями. В канун Нового года лесная нечисть под предводительством Кощея Бессмертного ищут всё новые способы, как бы навредить людям и испортить праздник. На помощь им приходит волшебное зеркало Оборотня, которое меняет облик, но не меняет суть. Ох, и позабавится же нечисть. Но… всяким забавам меру знать надо…
роли: 2 мужские, 3 женские
Новогодняя сказка со злодеями, добреями и новогодними чудесами. Ученица третьего курса школы Безделья и Разгильдяйства Скука Смертная сдаёт практические экзамены своей наставнице – Тоске Зелёной. Только всё дело в том, что не хочет она пакостить и вредить, а уж тем более лишать жителей лесных хорошего предновогоднего настроения.Она хочет нормально веселиться и встречать новый год. И помогут ей и Дед Мороз и Снегурочка и Снеговик.
НОВОГОДНИЕ ПРОДЕЛКИ НАПЕРЕКОСЯЧКИ
роли: 3 мужские, 4 женские
Сказка в одном действии. Делать пакости для Наперекосячки – дело привычное. Любой косяк наперекосячит и перекосом выкосячит. Так было, пока она не попала в сказку. Тут вам не там. И не всё, оказывается, можно наперекосячить.
НОВЫЙ ГОД И ДЖЕНТЛЬМЕНЫ НЕУДАЧИ
роли: 3 мужские, 2 женские
Новогодняя история. Два настоящих пирата с острова Черного скелета попадают в сказочный новогодний лес и пытаются жить здесь по своим пиратским законам. Но в сказочном лесу действуют свои сказочные законы. Так что выбор у пиратов невелик: либо принять чужие, либо жить по своим. По свои выходит им же дороже.
роли: 3 мужские, 2 женские
Приглашенная на новогодний бал победительница конкурса красоты “Мисс елка леса” оказывается совершенно случайно на поляне Бабы Яги. Леший и Яга решают устроить свой новогодний бал. Чья возьмет? У кого на празднике будет веселей и интересней, у кого будет сверкать красивая Ёлка? И какие злоключения произойдут по ходу действия – в пьесе “Приключение Новогодней Ёлки”.
роли: 28 мужские, 7 женские, массовка
Сценарий. Это философская история о том, что красота спасет мир, и что семейные ценности вечны, как и искусство. Отец Ли Гуанг – китайский мастер ваз обладает волшебным даром оживлять рисунки со своих ваз, и только с добрыми намерениями можно попасть в мир волшебной вазы. Он уходит в город на рынок продавать, как всегда, вазы и попадает во Дворец Правителя. Дочь Правителя хочет, чтобы он делал вазы для ее магазина в городе. Старшая дочка Ли Ю Хань Отца Ли Гуанга идет за Отцом Ли Гуангом в город, чтобы найти его и вернуть домой. Войска маньчжуров близко. И все объединяются – Правитель, Дочь Правителя, Отец Ли Гуанг, Дочка Ли Ю Хань, персонажи сказки волшебные и реальные, чтобы спасти Северную провинцию от врагов. Им помогает Молодой маньчжур, который влюбляется и потом женится на Дочери Правителя. Фея Цзы Синь и мастер ваз Отец Ли Гуанг спасают китайское войско и свою деревню от врагов, уходя вместе в мир волшебной вазы. А возвратившись, Отец Ли Гуанг, Дочка Ли Ю Хань и вся семья Ван – Ли продолжают жить прежней жизнью. А покой деревни и Северных провинций охраняют персонажи из мира волшебной вазы – Тигр, Лев, Дракон, Единорог. В сказке заложена китайская мистика и философия. Это для семейного просмотра для детей младшего и среднего возраста, подростков и их родителей. Сказка написана, как добрая история со счастливым концом. Здесь переплетаются подтексты и архитипические элементы из русских и китайских сказок. История эта предназначена к постановке,как в России, так и зарубежом, также может быть осуществлена, как совместная постановка России и Китая.
роли: 4 мужские, 3 женские
Кто из нас не ждёт подарка на Новый год от деда Мороза? Но кто-нибудь задумывался о том, хочет ли сам Дедушка Мороз подарок на праздник? А оказывается — хочет! Правда он и сам не знает, каким он должен быть. Поэтому внучке Снегурочке и Снеговику предстоит нелегкая задача — найти то, что порадует дедушку Мороза.
роли: 3 мужские, 2 женские, 7 детские
Новогодние приключения сказочных персонажей в интернет пространстве.
роли: 10 мужские, 5 женские
В основу пьесы положена драматическая история Елены Кутузовой и её сына-подростка.
В Париже ювенальная система противозаконно отбирает у матери сына и надолго разлучает их. Елена все годы борется за ребёнка и ведёт дневник, рассказывающий о беззаконии судебного беспредела. Проходят годы, но новостей о сыне нет. Отчаявшись, Елена обращается за помощью к популярному телеведущему Франсуа Дюроку и приносит ему свою рукопись. Много лет назад Франсуа пережил такую же историю, потеряв отца. Трагедия Елены задевает его до глубины души, он хочет ей помочь, напечатав её повесть в издательстве брата. Елена испытывает благодарность к Франсуа, но брат отказывается печатать рукопись Елены. Она уезжает на похороны внезапно скончавшейся матери в Москву, где отдаёт в издательство свою повесть. На передачу Франсуа случайно приходит прокурор, по решению которого у Елены когда -то отняли сына. Телеведущий обвиняет его в прямом эфире в противоправных действиях и злоупотреблении служебными полномочиями. Прокурор подаёт на Франсуа в суд, Дюрока увольняют с работы. Жена Франсуа, не выдержав травли мужа и подозревая его в измене с Еленой, расстаётся с ним. Спустя год под Рождество Елена возвращается в Париж по приглашению французского продюсера, который хочет снять по её книге фильм. Она встречается с Франсуа, не ведая, что тот вёл поиски её сына и нашёл его. В рождественский вечер мать встречается с сыном! В пьесе любовь – не абстрактное и отвлечённое понятие. Любви нужны доказательства. Герои своими действиями и поступками доказывают свою любовь, и они вознаграждены: их мечты сбываются. Пьеса не может оставить зрителя равнодушным. У каждого человека есть свои заветные мечты. В детстве каждый ребёнок хочет, чтобы его мама и папа были рядом с ним, чтобы Дед Мороз исполнил его самое заветное желание и принёс долгожданный подарок. Взрослые тоже надеются на исполнение их желаний, особенно когда речь идёт о самых родных и близких – о детях. Пьеса актуальна и вызывает сильные эмоции и симпатии к главным героям. Драматург заставляет поверить, что любовь, помноженная на борьбу за любимого человека, – всегда побеждает! Действие пьесы и встреча Елены и Франсуа разворачиваются в преддверии Рождества, но обстоятельства разлучают их. Пройдя через трудные испытания и борьбу, судьба снова сводит их к празднику Рождества, но теперь они уже другие. Они стали сильнее и знают цену любви, и потому обретают счастье.
На глазах зрителей происходит Рождественское чудо… И хочется верить, что для любящих сердец всё наладится!
роли: 6 мужские, 1 женская, массовка
Новогодняя история для младшего школьного возраста в 1-м действии. Страдающий склерозом Дед Мороз готовится к празднованию, однако коварные крысы крадут у него главный инструмент для колдовства – волшебную палочку. Пройдя через многочисленные трудности и опасности Деду Морозу, вместе со Стариком Хоттабычем, Мальвиной и Айболитом, удаётся её вернуть. Приключения счастливо заканчиваются, и друзья приглашают детей к новогодней ёлке.
роли: 5 мужские, 3 женские, массовка
Новогодняя история для младшего школьного возраста в 1-м действии. Сказочные герои отправляются в трудное путешествие к Деду Светлооку за улетевшей от людей Птицей-Сказкой. Чудом не утонув в ледяном озере, победив волчью стаю, преодолев чары злой колдуньи Снотравки, они попадают в горницу Светлоока. Победить все трудности им помогает дружба, лишь благодаря ей они становятся сплочённой «командой». Светлоок превращает злую Снотравку в добрую ведунью, вожака волчьей стаи в собаку Вовку, сам превращается в Деда Мороза и приглашает всех детей к новогодней ёлке.
СТАРОЕ КАФЕ, ИЛИ ТЕРРИТОРИЯ НЕДОРАЗУМЕНИЙ
роли: 5 мужские, 4 женские, массовка
Комедия в одном действии. Пьеса написана в жанре комедии положений. Корпоратив, пробки на дорогах, опаздывающие артисты, напивающийся Дед Мороз, огорчённая хозяйка ресторана, озадаченный полицейский, провинившийся супруг, ревнивая жена и другие герои пересекаются в ресторане «Старое кафе» и, распутывая клубок нагромоздившихся недоразумений, весело встречают Новый год. Комедия даёт возможность зрителю во время предлагаемой сценической новогодней кутерьмы взглянуть и на себя со стороны.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА И ЕГОЗА-ИЗУМРУДНЫЕ ГЛАЗА
роли: 7 мужские, 6 женские, 3 детские
Новогодняя сказка для детей и взрослых. 31 декабря. В лесу переполох. Впервые, при участии известного олигарха Кощея Бессмертного, проводится лесной конкурс «Мисс Снегурочка». Суперфинал и всего две участницы, которые поборятся за корону «Мисс Снегурочка» – Красная Шапочка и Баба-яга. Победительница примет участие в Новогоднем вечере для зверей. Дедом Морозом решил выступить сам Кощей Бессмертный. Почему он решил провести в лесу конкурс «Мисс Снегурочка»? Конферансье Волк объяснит это тем, что настоящие Дед Мороз и Снегурочка в уходящем году получили очень много писем от ребят. Поэтому, чтобы выполнить все просьбы детей им придётся поработать в праздничную ночь. И, возможно, они не успеют прийти в полночь 31 декабря и поздравить лесных ребят. Поэтому Кощей Бессмертный и Баба-яга взялись за проведение конкурса, как они говорят, чтобы сделать ребятам приятное, чтобы каждый из лесных ребятишек получил подарок к Новому Году. На самом же деле у них далеко идущие планы. Они хотят не допустить Деда Мороза и Снегурочку к праздничной елке, решили обманом выкрасть у Деда Мороза его волшебный посох. Как предрекла лесной астролог Сова, наступающий год несёт большие беды Кощею Бессмертному, он обанкротится и его посадят в лесную тюрьму, а Баба-яга поплатится за все свои колдовские дела. Поэтому они решили остановить Новый год. А это можно сделать только при помощи волшебного посоха. Отряд хамелеонов, по личному указанию Кощея Бессмертного, пустился вслед за Дедом Морозом и Снегурочкой. Главаря хамелеонов Хамелеоныча Баба-яга снабдила сон-травой. Эту травку он должен подбросить Деду Морозу в термос с чаем. Труднейшая операция, на которую возлагали большие надежды Кощей Бессмертный и Баба-яга, потерпит полный провал. Супер-финал конкурса завершится спорной победой Бабы-яги. Кощей Бессмертный вручит корону «Мисс Снегурочка» победительнице. Но Дед Мороз не допустит несправедливого решения и применит «пытку номер пять», ударив волшебным посохом пять раз о землю и заморозив обидчиков Красной Шапочки. Волк и Кощей превратятся в ледяные пеньки. Красная Шапочка спасает недавних обидчиков и Дед Мороз возвращает горе-олигарха и конферансье к жизни. Тут и сказке конец.
роли: 7 мужские, 10 женские, 3-5 массовка
Новогодняя сказка для детей и взрослых. Благодаря козням Бабы Яги, которая явилась в наш мир современной модницей, из дома уходит любовь. Это чувствуют цветы. От душевного холода мама Лиза и дети Ваня и Аня застывают, как статуи, когда вспоминают об ушедшем от них папе Илье. Сторожевой пёс Барк решается идти на поиск любимого хозяина. Он не может оставить детей без присмотра, поэтому берёт их с собой. В лесу они встречают Снегурочку. Она отводит детей и собаку к Деду Морозу, который помогает найти папу Илью. Оказывается, папа тоже чуть не замёрз, заснув на морозе. Его спасли добрые снежинки, которые с большой любовью к людям, вовремя связали для него белую снежную шубу. Потом его монах и пригласил в свою тёплую келью. Тем временем Баба Яга, она же новая соседка, является домой к маме Лизе, замораживает её своими ледяными вихрями и ждёт, когда в эту же ледяную ловушку попадут дети. Это ей почти удаётся, но на помощь приходит Снегурочка и Дед Мороз. Барк и Михайло возвращают папу домой. Аня и Ваня спасены. Но даже Деду Морозу не под силу расколдовать маму Лизу, скованную грехом непрощения. И тут с волшебной шубой появляется монах, у которого нашёл приют папа Илья. Они накрывает ею маму Лизу и она просыпается. Снежинки счастливы: их любовь второй раз спасает людей. Медведь Михайло и Барк гонят коварную Бабу Ягу до тридевятого царства, на болото, где стоит её избушка на курьих ножках и возвращаются с Рождественской ёлкой.
Спектакль “Тайная жизнь Черубины” 22 ноября в ЦДЛ
22 ноября в 19:00 в Малом зале Центрального Дома Литераторов состоится показ спектакля по пьесе Дмитрия Бочарова “Тайная жизнь Черубины”.
Монопьеса Дмитрия Бочарова «Тайная жизнь Черубины» — Победитель Международного конкурса драматургии «МоноЛИТ» (2020), Победитель Международного конкурса «Время драмы, 2020, лето» в номинации «Пьеса малого формата, монопьеса».
Драматург Дмитрий Бочаров: «Черубина де Габриак. Легенда литературы Серебряного века. Первая из российских поэтесс XX века. Её голос зазвучал раньше голосов Ахматовой, Цветаевой… И как зазвучал! Черубине поклонялись, Черубиной очаровывались, из-за Черубины стрелялись на дуэли! И, в то же самое время, Черубины… не было. Она – обман, иллюзия, мистификация, предвестник многочисленных современных интернетных поэтических клонов. Время всё расставило по своим местам. Черубина – есть! Абсолютно реальны её сохранившиеся стихи. И вовсе не иллюзорной была любовь к Черубине Гумилёва, Волошина…
А ещё Черубина – соавтор первых пьес Маршака, включая знаменитый «Кошкин дом»! Правда, об этом в пьесе ничего не сказано, поскольку действие обрывается значительно раньше…»
Режиссёр Павел Карташев: «Все песни были написаны Ларисой Ляпуновой в процессе репетиций при моём содействии (по моей режиссёрской технике извлечения музыки из текстов). По сути — весь наш Серебряный век органично уложился ровно в один час. Это уникальный спектакль».
Продолжительность — 60 минут.
м. Баррикадная, Большая Никитская, д. 53
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Семинары “Час Автора”. Ноябрь 2021.
Даты семинаров в ноябре
- 5 ноября – ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Владимир Попов, “Муж на час, или Единственный и неповторимый”
Светлана Тишкина, “Отвоеванный выбор Донбасса”
- 19 ноября – ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Юрий Боганов, “Под завесой времени”
Андрей Поцелуев, “Вилла Мавританка”
Участникам семинара необходимо заранее ознакомиться с текстами. Задать вопросы об участии в ОНЛАЙН-семинаре можно, написав организатору Сергею Кочневу – koshnev@mail.ru
Онлайн-семинары проводятся на платформе Яндекс Телемост. Справочная информация
Телефон: +7 916 620 05-82 (Viber, Telegram, WhatsApp)
Email: info@rudrama.ru
НАД в соцсетях: Facebook , ВКонтакте
Группа семинара “Час Автора” в Facebook
Семинары “Час Автора”. Октябрь 2021.
Даты семинаров в октябре
- 22 октября – ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Александр Арндт, “ГСК “Вечный зов”
Ирина Шанина, Виртуальные диалоги тайного советника Гёте с дьяволом
- 30 октября – ОНЛАЙН-семинар по пьесам конкурса “Маршал Жуков”, начало в 12:00
Участникам семинара необходимо заранее ознакомиться с текстами.Задать вопросы об участии в ОНЛАЙН-семинаре можно, написав организатору Сергею Кочневу: koshnev@mail.ru
Онлайн-семинары проводятся на платформе Яндекс Телемост. Справочная информация
Телефон: +7 916 620 05-82 (Viber, Telegram, WhatsApp)
Email: info@rudrama.ru
НАД в соцсетях: Facebook , ВКонтакте
Группа семинара “Час Автора” в Facebook
Подведены итоги конкурса пьес малого формата “Маршал Жуков”
11 октября 2021 г. Конкурсная комиссия подвела итоги конкурса пьес малого формата “Маршал Жуков”, посвященного 125-летию со Дня рождения легендарного полководца.
Конкурс проводился среди членов Национальной Ассоциации Драматургов в период с 2 июля по 12 сентября 2021 г., в нем приняли участие 9 авторов.
Для погружения в историческую атмосферу заданной конкурсной тематики и разнообразия творческой работы авторам были предложены специализированные экскурсии непосредственно в сам Мемориальный кабинет-музей Маршала Победы, а также по Главному Храму Вооруженных Сил России и комплексу Дорога Памяти.
Решением жюри победа в конкурсе присуждена пьесе Игоря Левитаса “Бессонница”.
В ближайшее время будет определен порядок ее постановки и премьеры, которая спланирована на 1 декабря 2021 г.
Помимо премьеры, пьесы “Маршал Жуков” (Светлана Шимоне) и “Десять сцен в июне” (Григорий Быстрицкий) будут рекомендованы Минобороны России для постановок в ведомственных театрально-зрелищных организациях, начиная с 2022 года.
В рамках проекта “Творческая среда МоноЛит” Национальная Ассоциация Драматургов в течение 2022 года планирует проведение цикла конкурсов пьес малого формата, посвященных памятным дням в истории России.
Круглый стол по итогам конкурса пьес малого формата “Маршал Жуков
Подведены первые итоги конкурса пьес малого формата “Маршал Жуков”
3 октября 2021 г. по приглашению Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации члены Национальной Ассоциации Драматургов приняли участие в Круглом столе по вопросам подведения итогов конкурса пьес малого формата “Маршал Жуков”, а также постановки пьесы победителя.
Конкурс “Маршал Жуков”, посвященный 125-летию со Дня рождения Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, проводился среди членов Национальной Ассоциации Драматургов со 2 июля 2021 г. по 30 сентября 2021 г.
Конкурсная комиссия в составе представителей Национальной Ассоциации Драматургов, Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации и Центрального академического театра Российской Армии завершит работу к 11 октября 2021 г.
В конкурсе приняли участие 9 авторов, которые специально изучили предложенный исторический период, сложную проблематику жизни, деятельности и внутренних переживаний Маршала Победы на пороге Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и создали уникальные произведения.
На Круглом столе также присутствовали представители Центрального академического театра Российской Армии, Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, а также творческих организаций г. Москвы.
Победитель конкурса будет объявлен 11 октября 2021 г., пьеса будет поставлена профессиональным режиссером, а премьера спектакля запланирована на 1 декабря 2021 г. в Мемориальном музее-кабинете Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в Министерстве обороны Российской Федерации (г. Москва, ул. Знаменка, д. 19).
В дальнейшем спектакли малых форм по пьесам членов Национальной Ассоциации Драматургов планируется ставить в учреждениях культуры Министерства обороны Российской Федерации по всей стране.
О монопьесах
Леонид Доброхотов
драматург, прозаик, киносценарист, театральный режиссер
Хотелось бы поговорить о монопьесах не только в связи с конкурсом «МоноЛит», но и об общих проблемах в этом непростом виде драматургии. Другими словами, что это за зверь такой – монопьеса. Что о ней думали знаменитые мэтры театра, книги которых являются рекомендуемой, а то и обязательной литературой для студентов театральных ВУЗов. Что пишут об этом современные критики. И какой вывод можно сделать из всего выше перечисленного. Начнём с мэтров.
Ни Станиславский, ни Немирович-Данченко, ни Вахтангов, ни Мейерхольд, ни М. Чехов, ни Таиров, ни Товстоногов, ни Попов, ни Эфрос (ряд можно продолжить) не посвятил специального раздела монопьесе в своих книгах. Встречаются лишь редкие упоминания, которые практически все сводятся к тому, что требования к монопьесе (моноспектаклю) абсолютно те же, что и к обычной пьесе, где более одного персонажа. Это было для них как бы само собой разумеющимся, потому выдающиеся театральные деятели и не заостряли особого внимания на рассматриваемой нами теме. Впрочем, если кто-то найдёт у классиков специальное исследование монопьесы, то сообщите, я буду весьма признателен.
Что касается большинства современных театрописателей, то они лишь описывают то, что есть, без категории долженствования, подобно акыну, поющего свою заунывную песнь и утверждая «неотменимую модальность зримого» (что вижу, то и пою). Некоторые при этом пытаются дать классификацию того разношёрстного явления, когда исполнитель находится на сцене один и что-то говорит. Здесь даже стендап приписывают к моноспектаклям, а значит, и к монопьесам как литературной основе этого представления. А один договорился до того, что для него и лекция является монопьесой! Подобные измышления без труда можно найти в интернете.
К моему удивлению оказалось, что монопьеса вообще теоретически не разработана. Поэтому и происходит смешение жанров, видов, типов в неразличимую, недифференцированную, как бы первобытную сплошность бытия в этом на самом деле достаточно узком отделе драматургии.
Прежде всего, надо определить, что такое монопьеса. Определить – это значит – поставить предел, очертить границы, отделить её от лекций, стендапа, эстрады и т. д. Здесь не потребуется особого труда, так как абсурдность и анекдотичность самого сравнения показывает, что это совершенно разные вещи.
Сложнее дело обстоит с рассказами и повестями, написанными от первого лица. Театральный критик Алексей Битов на вопрос, чем отличается пьеса от прозы, ответил, что пьеса не нуждается в инсценировке для постановки на сцене, а проза нуждается. Очень просто, точно и конструктивно. Но это только техническая сторона дела. Если к монопьесе предъявлять те же требования, что и к густонаселённым персонажами пьесам, как того требовали классики, то критерий оценки складывает приблизительно такой. Монопьеса (моноспектакль) – это действие одного актёра, разворачивающееся в настоящем времени (здесь и теперь) на глазах у зрителей, что, конечно же, не отменяет воспоминаний персонажа.
Актёр в переводе на русский язык – действующий, от слова «акт» – действие, (а не спикер, то есть, говорящий). Драма, в переводе с греческого языка тоже действие. Рассказ же от первого лица (проза) повествует об уже произошедших событиях, когда исполнитель рассказывает о прошлом. Вот здесь артист является уже говорящим. И глава «Актер должен уметь говорить» из книги «Моя жизнь в искусстве» К. С. Станиславского является краеугольным камнем в дисциплине именно «Сценическая речь».
Можно ли поставить малую прозу без инсценировки? Конечно, можно и нужно. Но это будет уже не драматический спектакль, а литературная композиция, другой вид представления, где исполнитель – артист речевого жанра, который читает произведение, рассказывает его от лица персонажа, разумеется, со своим эмоциональным отношением к описываемым событиям. Он также может использовать мизансцены, реквизит, костюм, может включаться в игру персонажей, о которых рассказывает, но игра будет лишь элементом художественного слова. Главное его действие, если уж говорить о действии, это общение со зрителями без четвёртой стены.
Нельзя недооценивать литературную композицию как особый вид сценического представления. Постановка её требует не меньших сил, таланта, фантазии и опыта артиста, режиссёра и художника, чем при постановке драматического спектакля.
Но вернёмся к монопьесам. В 2013 году на «Конкурсе конкурсов» в рамках фестиваля «Золотая маска» в номинации «Монопьеса» Гран-При получил рассказ М. Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Хорошая проза, написанная от первого лица. Правда, автор приписал в начале произведения, чтобы оно хоть как-то напоминало пьесу, вот что:
«Более чем скудно обставленная комната современной квартиры.
В комнате появляется мужчина сорока с лишним лет. Он одет в халат. На ходу вытирает ещё мокрую голову. Видно, что он только из ванны.
Подходит к шкафу, долго там копается и, наконец, достаёт различные детали статского костюма начала 19-го века: панталоны, жилет, рубашку, бекешу…
В течение всего дальнейшего действия в квартире, он будет не спеша чистить, гладить, где-то что-то подшивать, подправлять…
А в конце – полностью облачится в этот костюм.
Бой часов».
В тексте ещё встречаются три раза ремарки: когда герой ставит пластинку на проигрыватель, когда заряжает пистолет, когда стреляет. Автор наделяет героя простыми физическими действиями. Персонаж чистит, гладит, подшивает, подправляет, ставит пластинку, заряжает пистолет, стреляет. Ведь не столбом же стоять исполнителю, должен же он что-то делать. Но простые физические действия не составляют сквозное действие драматического произведения. Они никак не являются элементами драматургии: ни экспозицией, ни завязкой, ни кульминацией, ни развязкой. Никак они не соотносятся и с основным конфликтом, ибо нет ни действия, ни контрдействия, а значит и драматического конфликта. Здесь конфликт и сюжет повествовательного типа, как того и требует рассказ. Если к повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» приписать в начале, что Поприщин (персонаж), например, пишет дневник в одиночной палате для буйных дома умалишённых, то повесть не превратится в пьесу.
И. Райхельгауз сделал инсценировку рассказа «Спасти камер-юнкера Пушкина» и поставил в своём театре «Школа современной пьесы». В результате получился интересный спектакль, где задействовано восемь актёров, что и доказывает, что литературная основа, отнюдь не монопьеса, которая при постановке должна превратиться в моноспектакль. Поставили эту «пьесу» в Архангельске, где тоже пять-шесть актёров вместо одного. Такая же история и в театре на Васильевском острове. Если и были попытки сделать моноспектакль с единственным актёром, не инсценируя это произведение малой прозы Хейфеца, то получалась литературная композиция по рассказу. Надо просто называть вещи своими именами.
Пример «Золотой маски» оказался заразительным. В конкурсе исторических монопьес «МоноЛит» за 2020 год победителями стали тоже рассказы: «Тайная жизнь Черубины» и «Виват, император!» В этом году объявлен новый конкурс монопьес. Я представляю, как он будет завален малой прозой от 1-го лица, после того, как первые места на драматургических конкурсах отдают повестям и рассказам! Автор «Черубины» Д. Бочаров, как и М. Хейфец, в начале рассказа сделал приписку:
«Героиня (Елизавета Ивановна Дмитриева), слегка прихрамывая, выходит к публике. В её руках папка с письмами, обрывками из альманахов и поэтических сборников начала двадцатого века. Неторопливо устроившись за столом и бегло просмотрев разложенные бумаги, она выбирает нужный листок. Читает: …»
«Выходит к публике» – уже это заявка на эстраду, в номерах которой обычно нет места действия. Вернее, место действия – это сама сцена. А задача для «актёра», поставленная режиссёром, – это интересно донести текст рассказа до зрителей, чтобы захватывало от первой строчки до последней. Весь выше приведённый абзац из «Черубины» не превращает каким-то волшебным образом рассказ в пьесу. Здесь магическое заклинание «Выходит к публике» не работает, нужна инсценировка, перевод прозы на язык драматургии, прошедшего времени в настоящее. А если нет, то рассказ при постановке становится литературной композицией, а не драматическим спектаклем.
Относительно конкурса «МоноЛит» за 2021 год пока ещё не поздно. Нужно в рамках Национальной ассоциации драматургов выработать критерии оценки монопьес. Предлагаю дополнить требования к этим произведениям, основным пунктом которых стало бы наличие в них действия здесь и теперь, разворачивающееся на глазах зрителей, то есть в настоящем времени. Или же назвать конкурс по-другому, например, «конкурс литературных композиций на историческую тему для одного исполнителя». Мне кажется, не надо дублировать «Золотую маску», причём, мягко говоря, не самые её лучшие стороны.
Объявлены победители драматургического конкурса Минобороны “Сила слова”
Итоги Всероссийского открытого конкурса драматургов «Сила Слова» на лучшую пьесу для драматических театров Министерства обороны Российской Федерации
Организационный комитет Всероссийского открытого конкурса драматургов «Сила Слова» на лучшую пьесу для драматических театров Министерства обороны Российской Федерации информирует участников об определении победителей и обладателя Гран-При.
По результатам изучения работ лауреатов конкурса Жюри определены победители и обладатель Гран-При.
В номинации «Доброе Слово» (пьесы для детей) победителем стала Елена Коллегова (г. Москва) с комедией-сказкой «Приключения Спички». Пьеса рассказывает о мальчике Спичечке, который живет с бабушкой в волшебной стране Свечей и находит своих родителей. Героя ожидают различные испытания, которые показывают ему и юному зрителю, что такое настоящая храбрость, дружба, находчивость и взаимовыручка.
Победителем в номинации «Честное Слово» (пьесы для подростков и юношества) стал Александр Горбачев (Московская обл.) с фантастической комедией «ДД». Пьеса в легкой и динамичной форме рассказывает о приключениях воспитанников современного суворовского военного училища, которые познают азы офицерской чести и войскового товарищества, получая жизненные уроки не только от офицеров-воспитателей, но и от своих далеких предшественников – кадетов Императорского пажеского корпуса, причем самым невероятным образом.
В номинации «Мудрое Слово» (пьесы для аудитории зрелого возраста) победителем стала Сетлана Шимоне (Тверская обл.) с военно-исторической драмой «Француз». Пьеса показывает величие Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года с необычного ракурса – глазами крестьян, которые вынуждены выхаживать военнопленных, а также офицера наполеоновской армии, который с неподкупной искренностью рассказывает о своем пути: от лихого имперского марша по Европе и вторжения в Россию до трагического поражения.
Гран-при жюри конкурса получила военно-историческая драма «Генерал» автора Александра Позднякова (г. Москва). Масштабная пьеса посвящена легендарному подвигу выдающегося советского полководца, крупнейшего военного инженера – генерал-лейтенанта Дмитрия Карбышева и рассказывает проникновенную историю о героях, сумевших проявить невероятную силу и мощь человеческого духа в плену врага. В пьесе автор очень выразительно показал «человека на войне». Основная коллизия – тяжелейшие испытания, которые выпали на долю главного героя – генерала Карцева. Перед ним стоит тяжелый выбор, и он принимает единственно верное, нравственное решение.
( Короткий список )
Всероссийский открытый конкурс драматургов «Сила Слова» на лучшую пьесу для драматических театров Министерства обороны Российской Федерации впервые проведен Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил Российской Федерации в 2020 – 2021 гг. при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей России, Союза журналистов России, Российского общества «Знание», Национальной Ассоциации Драматургов, Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова, а также Литературного института имени А.М.Горького.
Более 200 пьес поступили на конкурс из 33 субъектов Российской Федерации, а также от авторов, пишущих на русском языке и проживающих в ближнем и дальнем зарубежье (ЛНР, Латвии, Чехии, Израиля), которые были приняты на конкурс в виде исключения.
Помимо профессиональных авторов активное участие в конкурсе также приняли военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, в числе которых: курсанты высших военных учебных заведений, сотрудники органов жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, работники клубов и библиотек воинских частей, представители военно-политических органов.
Отбор и оценка работ производилась жюри конкурса в составе главных режиссеров и заведующих литературных частей Драматического театра Восточного военного округа (г. Уссурийск), Драматического театра Балтийского флота (г. Санкт-Петербург), Драматического театра Тихоокеанского флота (г. Владивосток), Драматического театра Северного флота (г. Мурманск), а также Драматического театра Черноморского флота имени Бориса Лавренева (г. Севастополь).
Каждый участник конкурса будет отмечен памятной грамотой и при желании включен в творческий литературный резерв Министерства обороны Российской федерации. Свое желание войти в данный резерв участники могут подтвердить, сообщив об этом в организационный комитет.
Торжественная церемония награждения победителей и лауреатов конкурса запланирована на ноябрь 2021 года в г. Москве.
Организационный комитет конкурса выражает признательность всем авторам за деятельное участие в создании востребованного репертуара драматических театров Министерства обороны Российской Федерации, основанного на идеях любви к Родине, беззаветной преданности своей стране и народу, заботе о близких и настоящем товариществе, чести, духовности, великой истории России и непримиримости к ее фальсификации.
В 2022 году конкурс драматургов будет продолжен в рамках проекта «Творческая среда «МоноЛит». Конкурсные работы принимаются оргкомитетом до 31 января 2022 г.
Проект «Творческая среда «МоноЛит» призван укреплять культурный суверенитет России, противодействовать историческим фальсификациям и предоставить талантливым авторам дополнительные возможности для литературного творчества.
Мероприятия пройдут в 2021–2022 гг. в трех городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, начиная с международного литературного конкурса исторических пьес малого формата, в котором принять участие можно уже с 1 августа 2021 г.
Презентации новых творческих площадок в 2022 году состоятся в Центральном Доме Российской Армии имени М.В.Фрунзе, Центральном академическом театре Российской Армии, Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, Центральном Военно-Морском музее имени императора Петра Великого, Доме офицеров Западного военного округа, Драматическом театре Балтийского флота, Доме офицеров Черноморского флота, Драматическом театре Черноморского флота имени Бориса Лавренева и Музее Черноморского флота.
Участники проекта получат возможность увидеть спектакли малого формата по пьесам талантливых авторов, а также в режиме прямого диалога обсудить вопросы истории России и перспективных подходов к творчеству с известными деятелями исторической науки, культуры и искусства, а также с членами Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. Наиболее талантливые участники получат приглашение войти в творческий резерв.
Объявлен короткий список драматургического конкурса Минобороны “Сила слова”
Короткий список Всероссийского открытого конкурса драматургов «Сила Слова» на лучшую пьесу для драматических театров Министерства обороны Российской Федерации
Организационный комитет Всероссийского открытого конкурса драматургов «Сила Слова» на лучшую пьесу для драматических театров Министерства обороны Российской Федерации информирует участников об определении списка лауреатов.
По результатам оценки конкурсных работ дипломантов, экспертным советом отобрано 30 лауреатов конкурса («короткий список»), в том числе:
Номинация «Доброе Слово»
1. Демьяненко Андрей Николаевич, “Автомат для Веры” (г. Санкт-Петербург)
2. Дубина Малика Саидхакимовна, “Спасите Лёньку” (г. Москва)
3. Зайцев Алексей Викторович, “Злой волшебник” (г. Москва)
4. Казюханов Артем Владимирович, “Мой друг, Сурок” (Ульяновская область)
5. Козлова Нина Пантелеевна, “Однажды в Сорняковке” (Московская область)
6. Коллегова Елена Аркадьевна, “Приключения спички” (г. Москва)
7. Кушнир Вячеслав Николаевич, “Воздушный змей” (Калужская область)
8. Смирнова Галина Юрьевна, “Синяя Ванда, или как трудно быть однофамильцем” (г. Санкт-Петербург)
9. Титовец Максим Александрович, “Спасите Юми” (Свердловская область)
10. Федоров Вадим Николаевич, “Двойчата” (Чехия, г. Прага)
Номинация «Честное Слово»
1. Бесшапошникова Наталья Михайловна, “Чтобы помнили” (Саратовская область)
2. Воронина Татьяна Сергеевна, “Батыр из 7 “А” (г. Москва)
3. Горбачев Александр Валентинович, “ДД” (Московская область)
4. Залиев Роман Андреевич, “Васенин” (г. Москва)
5. Игнатов Игорь Владимирович, “Берег Маклая” (Саратовская область)
6. Костюк Яна Евгеньевна, “Однажды в зимнюю стужу”(Тверская область)
7. Манько Ольга Владимировна, “Звездочка” (г. Севастополь)
8. Пинчук Николай Рудольфович, “Кольцо, принцесса и колдунья” (Приморский край)
9. Томилин Глеб Константинович, “Два Петра” (г. Санкт-Петербург)
10. Чапайкин Николай Павлович, “Заморочки для мороки” (Волгоградская область)
Номинация «Мудрое Слово»
1. Бублий Сергей Васильевич, “Воевода” (г. Санкт-Петербург)
2. Доброхотов Леонид Васильевич, “Сим победишь” (г. Москва)
3. Михайлова Людмила Анатольевна, “Грибники” (г. Санкт-Петербург)
4. Ордынская Ирина Николаевна, “Город миллиона роз” (г. Москва)
5. Пименов Александр Александрович, “Не доросли” (г. Москва)
6. Поздняков Александр Евгеньевич, “Генерал” (г. Москва)
7. Резников Филипп Александрович, “Звёзды над Кабулом” (г.Москва)
8. Скориков Александр Михайлович, “Сержант” (Ростовская область)
9. Шапкин Виктор Николаевич, “Ястребок” (Нижегородская область)
10. Шимоне Светлана Вячеславовна, “Француз” (Тверская область)
Объявлен длинный список драматургического конкурса Минобороны “Сила слова”
Длинный список Всероссийского открытого конкурса драматургов «Сила Слова» на лучшую пьесу для драматических театров Министерства обороны Российской Федерации
Организационный комитет Всероссийского открытого конкурса драматургов «Сила Слова» на лучшую пьесу для драматических театров Министерства обороны Российской Федерации информирует участников об определении списка дипломантов.
По результатам изучения более 200 произведений, представленных на конкурс, экспертами рекомендовано в список дипломантов («длинный список») 79 участников, в том числе:
ФИО |
Регион (страна) |
Аксенова Ирина Евгеньевна | Санкт-Петербург |
Вяткин Леонид Владимирович | Рязанская область |
Батурин Михаил Викторович | Свердловская область |
Бесшапошникова Наталья Михайловна | Саратовская область |
Бикетов Андрей Николаевич | Ставропольский край |
Блинов Евгений Анатольевич | Москва |
Богодухова Анна Сергеевна | Челябинская область |
Бондаренко Сергей Анатольевич | Тульская область |
Боталов Валерий Николаевич | Свердловская область |
Бублий Сергей Васильевич | Санкт-Петербург |
Бурмистров Вячеслав Александрович | Санкт-Петербург |
Воронина Татьяна Сергеевна | Москва |
Гаврилов Эдуард Юрьевич | Тульская область |
Герасимов Игорь Евгеньевич | Нижегородская область |
Горбачев Александр Валентинович | Московская область |
Григорчук Дмитрий Вячеславович | Оренбургская область |
Грушко Елена Арсеньевна | Нижегородская область |
Гуревич Владимир Романович | Москва |
Гурова Светлана Викторовна | Свердловская область |
Дедус Филипп Федорович | Камчатский край |
Демьяненко Андрей Николаевич | Санкт-Петербург |
Денисова Светлана Еремеевна | Астраханская область |
Доброхотов Леонид Васильевич | Москва |
Дружинина Анастасия Викторовна | Санкт-Петербург |
Дряблов Артем Сергеевич | Костромская область |
Дубина Малика Саидхакимовна | Москва |
Епифанцев Евгений Владимирович | Волгоградская область |
Еремеев Сергей Васильевич | Москва |
Ерина Алина Андреевна | Волгоградская область |
Жуков Алексей Иванович | Санкт-Петербург |
Зайцев Алексей Викторович | Москва |
Залиев Роман Андреевич | Москва |
Замлелова Светлана Георгиевна | Московская область |
Зикунова Валерия Юрьевна | Омская область |
Зотеев Александр Дмитриевич | Волгоградская область |
Игнатов Игорь Владимирович | Саратовская область |
Извеков Александр Владимирович | Саратовская область |
Казюханов Артем Владимирович | Ульяновская область |
Калинкин Виктор Алексеевич | Тверская область |
Кипарисова София Олеговна | Рязанская область |
Клейменов Евгений Юрьевич | Кемеровская область |
Козлова Нина Пантелеевна | Московская область |
Коллегова Елена Аркадьевна | Москва |
Костюк Яна Евгеньевна | Тверская область |
Кушнир Вячеслав Николаевич | Калужская область |
Латыпов Сулейман Янгалиевич | Республика Башкортостан |
Левитас Игорь Давыдович | Израиль |
Лукин Юрий Леонидович | Ленинградская область |
Мазовец Ольга Леонидовна | Москва |
Макаров Андрей Викторович | Москва |
Малышев Олег Петрович | Иркутская область |
Манько Ольга Владимировна | Севастополь |
Михайлова Людмила Анатольевна | Санкт-Петербург |
Оносовская Елена Георгиевна | Санкт-Петербург |
Ордынская Ирина Николаевна | Москва |
Пименов Александр Александрович | Москва |
Пинчук Николай Рудольфович | Приморский край |
Поздняков Александр Евгеньевич | Москва |
Резников Филипп Александрович | Москва |
Саваренский Сергей Сергеевич | Санкт-Петербург |
Сенчищева Татьяна Васильевна | Ростовская область |
Скориков Александр Михайлович | Ростовская область |
Смирнова Галина Юрьевна | Санкт-Петербург |
Соколова Елена Николаевна | Костромская область |
Титовец Максим Александрович | Свердловская область |
Тишкина Светлана Эдвиговна | ЛНР |
Тодыбаева Нина Вадимовна | Кировская область |
Томилин Глеб Константинович | Санкт-Петербург |
Троицкая Марина Владимировна | Саратовская область |
Федоров Вадим Николаевич | Чехия |
Фомина Александра Ильинична | Москва |
Фролов Игорь Сергеевич | Приморский край |
Хохлов Виктор Васильевич | Рязанская область |
Чапайкин Николай Павлович | Волгоградская область |
Шанина Ирина Всеволодовна | Москва |
Шапкин Виктор Николаевич | Нижегородская область |
Шевченко Анастасия Анатольевна | Красноярский край |
Шимоне Светлана Вячеславовна | Тверская область |
Щербак Алексей Валерьевич | Латвия |