Читка пьес финалистов конкурса “МоноЛит” 2021 года
4 мая в 19:00 в Доме Ростовых (ул. Поварская, д. 52/55, м. Баррикадная, Арбатская) состоится первая читка и обсуждение исторических монопьес финалистов драматургического конкурса проекта “Творческая среда МоноЛит”. Мероприятие приурочено к празднованию Дня Победы.
Авторы и пьесы:
Победитель Смирнова Галина, «Полевая почта 53432 литер — К» (Россия, МО, г. Красногорск)
Дипломант Юрков Андрей, «Прощание славянки» (Россия, г. Москва)
При участии актеров Театра-студии Всеволода Шиловского Анны Чепенко и Александра Гурьянова.
Приглашаем всех желающих. Вход свободный.
Вышел 1-ый номер литературного альманаха “Творческая среда МоноЛит”
Увидел свет первый номер литературного альманаха “Творческая среда МоноЛит”, который стал электронным приложением к периодическому изданию “Воин России”. Альманах является частью одноименного совместного проекта Национальной Ассоциации Драматургов и Минобороны РФ. Издание выпускается при содействии Союза писателей России, издательства “Вече” и Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ и публикуется на их информационных ресурсах.
Целями издания являются: популяризация произведений современных авторов, в том числе военнослужащих, и поддержание интереса к лучшим образцам отечественной литературы.
В раздел “Театр” первого номера вошли:
- Пьеса Ирины Ордынской “Миллион роз”. Это пять женских монологов о войне на Донбассе. Работа отмечена специальным дипломом конкурса “Автора – на сцену!” – 2019.
- Пьеса Алехандро Атуэя “ДД” – комедия о необыкновенных приключениях кадет суворовского училища. Победитель драматургического конкурса Минобороны “Сила слова” в номинации “Честное слово”.
- Пьеса малого формата Игоря Левитаса “Три ночи начальника Генштаба (Бессонница)”, победившая в 2021 году в конкурсе “Маршал Жуков”. Консультантом и соавтором выступил известный историк Алексей Исаев.
- Пьеса Александра Позднякова “Генерал”. В основу произведения легла история генерала Карбышева. В 2018 году пьеса стала лауреатом конкурса “Автора – на сцену!” и получила грант на постановку, а в 2021 получила гран-при драматургического конкурса Минобороны “Сила слова”.
Семинар “Час Автора”. Апрель 2022
Даты семинаров в апреле
- 8 апреля – ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Ларина Марта, “И откроется дверь…“
Медалье Анна, “Нет счастья ни смерду, ни царю. История лишь учит“
- 22 апреля – ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Поцелуев Андрей, “Мой дорогой Климт“
Участникам семинара необходимо заранее ознакомиться с текстами. Задать вопросы об участии в ОНЛАЙН-семинаре можно, написав организатору Сергею Кочневу – koshnev@mail.ru
Онлайн-семинары проводятся на платформе Zoom (справочная информация).
По всем вопросам можно обращаться: +7 916 620 05-82 (Viber, Telegram, WhatsApp)
Email: info@rudrama.ru
НАД в соцсетях: Facebook , ВКонтакте , Telegram
Группа семинара “Час Автора” в Facebook
Еще одна премьера конкурса “Автора – на сцену!”
Поздравляем драматурга Даниэля Орлова с долгожданной премьерой спектакля по пьесе «Ведро», которая победила в конкурсе «Автора – на сцену!» 2018. Грант на постановку получил Театр драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского (г. Кемерово).
“Как говорит сам автор, это была попытка отыскать в нашем прошлом временной рубеж, когда еще были возможны и естественны характеры Чехова, Островского, даже Горького. И действительно, вишневый сад сменил сад яблоневый, но все так же течет разговор, в котором разные поколения и члены одной семьи, кажется, не умеют слышать друг друга, сожалеют об упущенных возможностях, таят взаимные обиды и не ценят того, что имеют.
Работа, которая поможет задуматься об истинных семейных и человеческих ценностях.
Проект реализуется при поддержке ООО “Театральный агент” в рамках гранта на право первой постановки пьесы-победителя Международного конкурса современной русской драматургии “Автора – на сцену!” (2018).”
Проекты НАД в Телеграм и ВКонтакте
Уважаемые коллеги!
Мы расширяем наше присутствие в социальных сетях.
НАД
ВКонтакте https://vk.com/nadrudrama
Телеграм https://t.me/NADrudrama
Творческая среда “МоноЛит”
ВКонтакте https://vk.com/monolitdrama
Телеграм https://t.me/monolitdrama
Присоединяйтесь!
Семинар “Час Автора”. Март 2022
Даты семинаров в марте
- 11 марта – ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Амельяненко Андрей, Кто сказал на шефа рашпиль?
Гладышевская Лидия, Ох уж эти привидения…
- 25 марта – ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Шанина Ирина, Анна, Анна и Зизи
Участникам семинара необходимо заранее ознакомиться с текстами. Задать вопросы об участии в ОНЛАЙН-семинаре можно, написав организатору Сергею Кочневу – koshnev@mail.ru
Онлайн-семинары проводятся на платформе Zoom (справочная информация).
Телефон: +7 916 620 05-82 (Viber, Telegram, WhatsApp)
Email: info@rudrama.ru
НАД в соцсетях: Facebook , ВКонтакте
Группа семинара “Час Автора” в Facebook
Пьесы к Дню Победы
Горбачев Александр, Боль победы – (г. Москва)
Трачук Ксения, Чужая кровь – (г. Москва) драма в девяти картинах по мотивам повести В. Быкова «Альпийская баллада»
МОНОЛИТ 2024 – исторические пьесы
Поздняков Александр, “Дуськин взвод” – (г. Москва) финалист конкурса “Герой”-2023-2024, зима.
Место действия – на разных фронтах Великой Отечественной войны.
Юная школьница Евдокия упрашивает командира кавалерийского полка, отступающего под натиском немецких войск в августе 1941 года, взять ее с собой в качестве санитарки. Оказавшись после ранения в запасном полку, она встречает прибывшего туда, для набора бойцов во вновь созданную бригаду морской пехоты, капитана третьего ранга Каданова, который записывает ее к себе, приняв за мужчину. Влившись в бригаду и освоившись в ней, Евдокия воюет в морской пехоте восемь месяцев, как мужчина, снова получает тяжелое ранение, после чего, уже в госпитале выясняется ее обман. В результате ее, уже как женщину, отправляют на курсы младших лейтенантов и, по возвращению в бригаду, назначают командиром взвода разведки, с которым она прошла до Будапешта, геройски проявляя себя на полях сражений и теряя боевых товарищей.
МОНОЛИТ 2023 – исторические пьесы
Гуревич Владимир, “Мальчиши с Валаама” – (г. Москва) финалист конкурса “Герой”-2023, осень, Творческая среда “МОНОЛИТ”
Медалье Анна, “Эшелон” – финалист конкурса “Герой”-2022 – 2023, зима, Творческая среда “МОНОЛИТ”
Манько Ольга, “Пепел” – (г. Севастополь) финалист конкурса “Герой”-2023, лето, Творческая среда “МОНОЛИТ”
Радченко Елена, “До войны мы жили в Ленинграде” – (г. Санкт-Петербург) финалист конкурса “Герой”-2023, лето, Творческая среда “МОНОЛИТ”
«МоноЛит» 2021 – исторические монопьесы
Смирнова Галина, «Полевая почта 53432 литер — К» (Россия, МО, г. Красногорск) — победитель
Дадыченко Марина, «Это я смотрю на тебя, Тома» (Россия, г. Санкт-Петербург) — лауреат
Жучков Сергей, «Воспитатель флотской души» (Россия, Владимирская обл.) — лауреат
Титова Татьяна, «О чём мог сказать череп» (Россия, Крым, г. Севастополь) — лауреат «МоноЛит»
Юрков Андрей, «Прощание славянки» (Россия, г. Москва) — лауреат
Герман Игорь, «Только тот подвиг свят…» (Россия, г. Минусинск) – Короткий список
Кава Сергей, «Блокадные хроники» (Россия, г. Воркута) – Короткий список
Ключарёва Наталья, «Фабричный человек. Женская версия» , Фабричный человек. Мужская версия»(Россия, г. Ярославль) – Короткий список
Малышев Олег, «Без названия» (Россия, г. Иркутск) – Короткий список
Калабина Наталья, «Свеча памяти» (Россия, г. Санкт-Петербург) – Длинный список
Верясова Дарья, «Я не умру» – дипломант, монопьеса о Зое Космодемьянской
“Маршал Жуков” – пьесы малого формата
Горбачев Александр, “Если завтра война”
Быстрицкий Григорий, «Десять сцен в июне»
Пименов Александр, “Этот день”
Тишкина Светлана, “Враг будет разбит”
Шимоне Светлана, “Маршал Жуков”
Залиев Роман, “Набор для выживания” (Россия, г. Москва) – короткий список
Пименов Александр, “Лебедина песня маршала” (Россия, г. Москва) – короткий список
Поздняков Александр, “Не уходи…” (Россия, г. Москва) – короткий список
Ордынская Ирина, «Миллион роз» (Россия, г. Москва) – дипломант, пьеса о войне на Донбасс
Лугин Юрий, «Горел» (Россия, г. Москва)
Поздняков Александр, «Генерал» (Россия, г. Москва) – лауреат
Алферов Валерий, «Закон бумеранга» (Россия, г. Тольятти) – лауреат
Александр Горбачев , «ДД» (Московская обл.) — победитель
Залиев Роман Андреевич, «Васенин» (г. Москва) — лауреат
Шапкин Виктор Николаевич, «Ястребок» (Нижегородская область) — короткий список
Победители конкурса “МоноЛит” – 2021
Определены победители и дипломанты второго Международного конкурса монопьес “МоноЛит”.
Победители
Смирнова Галина, «Полевая почта 53432 литер — К» (Россия, МО, г. Красногорск)
Хилимончик Руслан, «Стать сильнее. Якуба Чеховской» (Белоруссия, г. Гродно)
Шанина Ирина, «Bravissimo» (Россия, г. Москва)
Дипломанты
— Бочаров Дмитрий, «Встреча (самая невероятная история Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена)»(Россия, г. Москва)
— Гладышевская Лидия, «Последний из Удэге» (Россия, г. Москва)
— Дадыченко Марина, «Это я смотрю на тебя, Тома» (Россия, г. Санкт-Петербург)
— Жучков Сергей, «Воспитатель флотской души» (Россия, Владимирская обл.)
— Лугин Юрий, «Жил-был я» (Россия, г. Ивангород)
— Титова Татьяна, «О чём мог сказать череп» (Россия, Крым, г. Севастополь)
— Федоров Вадим, «Памятники» (Чехия, г. Прага)
— Фомина Александра, « Лиля»(Россия, г. Москва)
— Шимоне Светлана, «Шостакович» (Россия, Тверская обл.)
— Шульман Нелли, «Русский американец» (Россия, г. Санкт-Петербург)
— Юрков Андрей, «Прощание славянки» (Россия, г. Москва)
— Юрьева Аглая, «Этот непросвещенный восемнадцатый век» (Россия, г. Санкт-Петербург)
— Юсупова Евгения, «Два Шостаковича» (Португалия, г. Авейру)
Пьесы победителей будут поставлены и представлены на партнерских культурных площадках Минобороны. Все пьесы Короткого списка примут участие в читках, организованных Национальной Ассоциацией Драматургов, а авторы получат памятные дипломы.
Минобороны России планирует включать пьесы победителей и дипломантов в репертуар ведомственных театров и драматических студий.
Оргкомитет конкурса благодарит всех авторов за участие в проекте, призванном возродить жанр исторической пьесы. Каждый участник конкурса стал частью этого события.
Семинары “Час Автора”. Февраль 2022.
Даты семинаров в феврале
- 11 февраля — ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Владимир Казаков, Малая Бронная, 21/13
Александр Зиновьев, Афган точка ру
- 25 февраля — ОНЛАЙН-семинар, начало в 19:00
Николай Пирогов, Герой не нашего времени
Участникам семинара необходимо заранее ознакомиться с текстами. Задать вопросы об участии в ОНЛАЙН-семинаре можно, написав организатору Сергею Кочневу – koshnev@mail.ru
Онлайн-семинары проводятся на платформе Zoom (справочная информация).
Телефон: +7 916 620 05-82 (Viber, Telegram, WhatsApp)
Email: info@rudrama.ru
НАД в соцсетях: Facebook , ВКонтакте
Группа семинара “Час Автора” в Facebook
О критериях оценки современных пьес
режиссёр театральных проектов Национальной Ассоциации Драматургов, эксперт Всемирного русского народного собора
[Вместо эпиграфа]
«Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует.»
(М.А. Булгаков, «Театральный роман»)
Современные пьесы обладают той степенью насыщенности звучанием современности («музыка времени» Блока), наполненности актуальными смыслами (ненавижу эту формулировку), в какой степени талантливы их авторы. В текстах «Любимовки», «Ремарки», «Евразии» и др. новодрамовских конкурсов, сборной солянкой из которых является «Кульминация», побеждает та «современность», какой она представляется кругу лиц, ею живущих и никакой другой жизни не допускающей. Такое усеченное, сегментарное восприятие Дня Сегодняшнего и содержится в этих текстах (подчас даже не пьесах), претендующих, однако, на вселенскую глубину.
Любая пьеса, считаемая ныне классикой мировой драматургии, была когда-то обычной современной пьесой, будь то «Гамлет» или «Чайка». И большой вопрос: станут ли когда-нибудь в один ряд с ними тексты «Кульминации», которая якобы объединяет все действующие отечественные драматургические конкурсы, выступая в роли конкурса конкурсов (на самом деле нет, потому что, например, конкурс «Время драмы», довольно внушительный по охвату, демонстративно «Кульминацией» игнорируется)?
Что же отличает современную пьесу с потенциалом вхождения в вечность от обычной графомании, рано или поздно утонущей в волнах быстротекущего времени, какой бы претенциозной она ни была?
Остановлюсь на некоторых критериях.
Сценичность? — Да. Качество ныне редкое, то, что авторы стремительно утрачивают, а жаль. То ли дело некий поток сознания, порой невнятно произносимый со звериной серьёзностью на фоне очередного экрана с претензией на новые формы, и — «вот тебе и театр», ага. Сценичность же это свойство, которое должен ощущать прежде всего сам автор, «видеть» свою пьесу на сцене, чувствовать течение времени в своей пьесе (сценическое время, как известно, отличается от бытового восприятия времени). Когда сие в пьесе в наличии, то это, уж поверьте, ощущает во время чтения профессиональный режиссёр, в творческом воображении которого пьеса начинает ставится, что называется «играться в голове» (похоже на булгаковскую «коробочку», «волшебную камеру»).
Язык? — Безусловно. Монологи и диалоги должны быть литературны, а не вот это вот всё, нести здоровый языковой код, а не словесный мусор, поддерживать систему ценностно-смысловых координат русского языка.
Драматургическая пружина (коллизия, сюжет)? — Конечно да, тут и говорить не стоит. Про бессюжетные тексты мне не надо рассказывать, плавали, знаем. Это к Рудневу. Весь постдраматический хлам туда же.
Идея (замысел, предпосылка)? — О, да. Идея граничит с идейностью, с идеологией если угодно, выражает сверх-сверхзадачу автора, его человеческую и гражданскую суть. И вот по этому пункту к авторам «Кульминации» есть вопросы. Ибо гуманистическое, да и патриотическое измерение в их текстах занижено, превалирует другой пучок смыслов, как правило токсичный по отношению к России как таковой. И тут возникает вопрос о наличии таланта у этих авторов — хороших ремесленников на заданную (вброшенную тем же Ельцин-центром) тему. Из их текстов уходит объём Дня Сегодняшнего, остаётся отработка по методичке (часто прозападной, хотя сами авторы это могут отрицать). Выстрела собственно в драматургический космос не происходит, на уровне глубинного месседжа Россия по-смердяковски оплёвывается, но метафизическим образом происходит так, что Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Достоевский, Островский и Чехов спокойно утирают рукавом Русскую Икону, и жизнь продолжается, «Ревизор» и «Вишнёвый сад» остаются недосягаемы.
На постановочный потенциал пьесы влияют прежде всего эти факторы.
Оригинальное художественное решение, выразительность образов, выдержанность стиля, образность речи персонажей, особенность авторского стиля, знание фактического материала и т.д. — всё это тоже важно, но это уже скорее огранка, «кожа на барабан». Залогом сценического успеха, каркасом являются, на мой взгляд, вышеперечисленные критерии, на которых я остановился подробнее.
Хорошие, по-настоящему талантливые современные тексты всегда будут востребованы. Возможно не сразу, но они пробивают себе дорогу на сцену. Всегда. Классическими они становятся, когда их читают через два поколения, читают и ставят на сцене. В этом смысле многие пьесы современников Чехова или Вампилова канули в лету, как и авторы этих пьес. Тексты «Кульминации» это ожидает практически все, да и авторов их пожалуй тоже.
Sic transit gloria mundi.