Фестиваль «Наш кислород» в Белгороде
Автор: Наталья Якушина
В Белгороде прошёл уже четвёртый по счёту Международный фестиваль современного театра «Наш кислород». Организатор фестиваля Оксана Погребняк, руководитель театра «Новая сцена – 2». Фестиваль проходит при поддержке Управления культуры Белгородской области и Белгородского Центра народного творчества, на территории которого и проходит фестиваль.
Особенность фестиваля, что он принимает для участия только те спектакли, которые поставлены по пьесам современных драматургов. Правда, возраст пьес достаточно глубокий, почти 50 лет.
Со всех уголков России съехались профессиональные и любительские театры, а также участвовали представители Украины.
В жюри вошли деятели театра и культуры Белгорода: Андрей Маслов, Наталья Почернина, Мария Рогожинская, Ольга Береговая. А также гости из других городов известный певец и артист Василий Уриевский, преподаватель по актёрскому мастерству Леонид Прокофьев и другие.
Мне довелось посмотреть почти все спектакли, так как я была одним из членов жюри. Сразу скажу, что посмотреть за один день 8 спектаклей любительских театров, сделанных по современным пьесам – это испытание не для слабонервных. Мы даже шутили с товарищами, что, наверное, так и выглядит ад для плохих драматургов, когда ты вынужден с утра до ночи смотреть плохие спектакли по плохим пьесам.
Вроде бы выбор пьес на сегодняшний день огромен. Зачем выбирать то, что не имеет актуальной тематики, сюжета, хорошей истории, плохо написано… Поговорив с несколькими режиссёрами, я поняла, что режиссёрам текст пьес не очень важен, а главное, это наличие нужных героев, как можно меньшее их количество, отсутствие сложных декораций, и чтоб режиссёр мог из ничего сделать конфетку. Режиссёры мне так и говорили: «Ты так судишь, потому что ты драматург. И ты обращаешь на текст внимание, на какие-то свои драматургические штуки, а нам ценно не то». Режиссёры почему-то всё больше отходят от реалистичного воплощения в пользу декоративным примочек. Актёры, разбросанные по залу, так далеко друг от друга, что надоедает шеей вертеть, трясущиеся актёры, придуривающиеся, дискотеки… Дыма напустят, стульями гремят… Но, к сожалению, огрехи текста ничем скрыть невозможно. Как и раньше, людям прежде всего нужно слово, которое дойдёт до их сердца. Зрители за сотню лет никак не поменялись. Хотя белгородские зрители очень внимательны и отзывчивы, всем спектаклям они аплодируют стоя. Театральный фестиваль для них действительно событие, глоток кислорода.
Безусловным лидером стал театр из Калуги, который поставил «Человека из Подольска» Дмитрия Данилова. Блестящая работа всех актёров. Смешной текст о человеке, который всю жизнь живёт в Подольске и ничего не знает о своём городе. И вот полицейские ловят на улице людей и заставляют их учить историю. Не то реальность, не то абсурд. Правда, концовка пьесы подкачала, героя сначала ловят, а потом просто отпускают… И никакого катарсиса не происходит, и удачного финала нет. Всё это, скорее, походит на затянутый эстрадный номер, чем на полноценную пьесу. И актёры под конец подустали…
Почему-то члены жюри решили не присуждать этому спектаклю Гран-при, потому что у этого театра и так много наград, а надо дать тому, кто важнее. Тот, кто важнее, оказался театр из Екатеринбурга «Фабрика», которые поставили пьесу Грицаевой. Грицаева же и режиссёр. Сомнительно всегда, когда режиссёр сам и автор пьесы. Спектакль, скорее, походил на игру типа «Мафии», на импровизацию. Я не поняла, что хочет сказать мне автор. Герои просто оказались запертыми в комнате вместе с зрителями, зрителей тоже заперли и запретили покидать спектакль до окончания. Кроме того, из числа зрителей выбрали Бога из машины, который должен был руководить действиями актёров. Бог из машины должен был вмешиваться, когда ему скажут, и говорить, что делать дальше. Обычно вмешательство бога требовалось тогда, когда кого-то бьют или насилуют. Бог оказался кровожаден, он не спешил вмешиваться в процесс насилия, более того, всё время велел актёрам взорвать что-нибудь или убить себя. И актёры не спешили выполнять указания бога, и говорили, что бог ненормальный. В середине стало надоедать, я уже стала сомневаться, будет у спектакля ли конец. Ведь можно до бесконечности сидеть в комнате и якобы выяснять, как они тут оказались. Попутно обсуждались вопросы расовой дискриминации. Но актёры все были хороши. В конце все опять же просто вышли, оказалось, что дверь в другую сторону открывается. И на этом всё. Спектакль очень понравился Павлу Рудневу, председателю жюри, и он четыре раза велел пересчитывать баллы, пока, наконец, результат его не устроил. Мне до сих пор не понятно, как одни и те же цифры можно было всё время считать по-разному… Но, видимо, когда в жюри появляется Павел Руднев, сразу начинается какое-то волшебство.
Итак, Гран-при присудили театру «Фабрика». На первом месте оказался «Человек из Подольска».
На втором месте хороший моноспектакль «Макото» по пьесе Юлии Тупикиной. Актриса же получила приз за лучшую женскую роль. Спектакль повествует о женщине из Японии, которая переехала жить в Россию, о её сложностях в отношениях с русским бойфрендом и матерью. Но, в общем-то, никаких сильных идей спектакль в себе не несёт. В очередной раз из самых обычных ситуаций сделали трагедию. Особенно некоторым драматургам не дают покоя отношения с родителями, словно есть какие-то детские стрессы, от которых они никак не могут избавиться. Передо мной сидел мальчик, он сказал, что ему скучно, и начал грызть яблоко. Но актриса восхитительна, очень яркая и красивая, пластичная. Кроме того, всем понравилась игра на народном японском инструменте, который очень вписался в спектакль. Второе место заслуженное. Хотя многие заметили, что моноспектаклям нелегко конкурировать со спектаклями, где больше артистов, и их надо оценивать отдельно.
На третьем месте очень интересный спектакль, который привёз коллектив из Донецка. Мне очень понравился спектакль «А могло быть и так…» по мотивам пьесы Дэвида Айвза «Простым английским языком» (режиссёр — Роман Пожидаев) Донецкого молодёжного театра “Балаган”.
Во-первых, наших людей надо учить общаться. Они, в основном, не умеют ни правильно познакомиться, ни сделать комплимент… И этот спектакль учит.
Две пары М+Ж весь спектакль отрабатывают хорошие манеры. Если они что-то делают неправильно, то ведущий тренинга жмёт на звонок и заканчивает разговор. Герои всё время находятся в рамках, в прямом и переносном смыслах. У них висят рамки на шеях. В конце спектакля они избавляются от рамок и их прорывает, они говорят друг другу много хорошего: “До тебя я не жил, ты прекрасна, а ты замечательный, я тебя люблю, с тобой летаю…” Ведущий же без конца жмёт на звонок, но остановить не получается. Рамок-то нет. Спектакль очень стильный. Костюмы, музыка, игра актёров – всё подчинено стилю, неторопливому, тонкому, прямо скажем, английскому…
Пластика и игра актёров на высоте. Люблю зарубежных драматургов. В их кажущейся безыскусности и есть искусство.
Ещё мне понравился спектакль «Жаль» Театра сатиры ОГУ, который был создан по трём пьесам современных драматургов. Некоторые, например, Егор Черлак, признались, что они впервые слышат о такой постановке, и неплохо бы оповещать авторов, авторы ничего не требуют, только уважения и внимания. Сюжет пьесы такой: люди, словно куклы, которые кем-то сверху ставятся в невыносимые условия жизни. Куклы пытаются спорить с Богом, но всё бесполезно.
Ещё хорош был спектакль «М на G» театра «ОкнО». История человека, который умел летать. Пьесу написала Екатерина Бизяева, победительница конкурса «ЛитоДрама». Общество отвергает людей, которые умеют что-то особенное, невозможное, в лучшем случае, их навык эксплуатируют. Чего только не испытал главный герой: и опыты над собой, пребывание в психиатрической лечебнице… Режиссёрское решение склонно к минимализму и новаторству. Герои все одеты в чёрное. А декорации – лишь стулья. Правда, многие отметили, что стульями слишком уж грохотали… Но, в целом, актёры справились. Особенно выделялся исполнитель главной роли Дмитрий Фомкин. А также получила награду за роль второго плана актриса Екатерина Черняева.
Зрителям пришёлся по душе и моноспектакль Александра Панина, поставленный по роману «Во власти женщины» Эрленда Лу. История холостяка, в жизнь которого вдруг ворвалась женщина. Александр Панин блистательно исполнил единственную роль в спектакле, а декорациями служил чемодан, который во время спектакля трансформировался в различные предметы интерьера.
Особенную симпатию вызвал «Театр странных детей». Руководит театром Михаил Макрищев. Мне кажется, это важно, когда странность и необычность превращают в достоинство. Действительно, не хватает актёров, которые бы выделялись чем-то особенным. И хорошо, что Михаил Макрищев помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя особенными. Ко мне подошла девочка из театра, говорит: “Мне кажется, или у вас в глазах стоят слёзы?” Я говорю: “Нет, не кажется, вы действительно меня растрогали своей игрой. Вы такие дети, и я когда-то была ребёнком”. И девочка говорит: “Идите — я вас обниму”. Потом она ещё раз несколько раз ко мне подходила и обнимала меня. И мне правда стало тепло и светло.
Приятно, что некоторые спектакли вышли из проекта в «Школе современной пьесы» «Читки в ШСП». Это спектакли «M на G» и «Nota Bene».
Безусловно, артистам и режиссёрам нужно внимание и поддержка. И современным драматургам она очень нужна. И даже просто посмотреть на себя словно со стороны, оценить в потоке, – это немаловажно. Побольше бы таких фестивалей. Спасибо всем организаторам за чудесный праздник.
Итоги фестиваля «Наш кислород» такие.
Победитель в номинации «За современную интонацию беседы с детьми о войне» — творческое объединение «Нетеатр» (г. Нижний Новгород) за спектакль «Nota Bene» (пьеса и постановка Дмитрия Сухотерина).
Победитель в номинации «За синтез условного и психологического театра» — молодёжная студия Театра сатиры ОГУ имени И.С. Тургенева (г. Орёл) за спектакль «Жаль» (режиссёр — Олег Галкин).
Лучшая мужская роль — Кирилл Бессонов за роль в спектакле «Человек из Подольска». Лучшая женская роль — Мария Беккер (г. Москва) за роль в спектакле «Макото».
Лучшая роль второго плана — Екатерина Черняева, артистка мастерской «ТЕ-АРТ».
Лауреат III степени — донецкий молодёжный театр «Балаган» (г. Донецк) спектакль «А могло быть и так…» (режиссёр — Роман Пожидаев).
Лауреат II степени — культурный центр «ХИТРОВКА» и театра «Опыты драматических изучений» (г. Москва) за спектакль «Макото» (режиссёр — Михаил Егоров).
Лауреат I степени — Пространство актуального искусства «PRO ART`S» (г. Калуга) за спектакль «Человек из Подольска» (режиссёр — Константин Солдатов).
Гран-при — театр «Фабрика» (г. Екатеринбург) за спектакль «Четвёртый» (пьеса и постановка — Ульяна Гицарева).
Так же Национальная Ассоциация Драматургов своими специальными дипломами отметила спектакль «Во власти женщины» в исполнении «Концептуального театра Панина», спектакль «M на G» театра-студии «Окно» и спектакль «Уроки английского» «Театра странных детей».
Я взяла небольшое интервью у Оксаны Погребняк, организатора фестиваля.
— Как задумывался фестиваль?
— Наш театр долгое время не брали на театральные фестивали (ни на любительские, ни молодёжные, ни фестивали частных театров), поэтому мы решили, что нужно создать свой фестиваль, куда смогут приехать такие же маленькие, скромные театры, которым интересна современная драматургия, которые ставят спектакли в необычных, иногда даже несценических пространствах. Так и появилась создать фестиваль “Наш кислород”.
“Наш кислород” — это пространство, где соединяются совершенно разные люди из разных городов, стран и делятся своим взглядом на современный мир. Мне хотелось на этом фестивале соединять и объединять людей, знакомить друг с другом, чтобы после нашего проекта появлялись новые идеи и театры, таким образом, знали друг о друге.
У нас бы ничего не получилось, если бы нашу идею не поддержали на Всероссийском молодёжном форуме “Таврида”, где мы выиграли грант, и нам дали 100 тысяч на организацию этого фестиваля.
— Как был задуман театр “Новая сцена-2”?
— Театр был организован 7 ноября 2010 года. Вернее, тогда к нему добавилась цифра “2”, и он стал независимым, отделившись от студенческого театра “Новая сцена” Белгородского государственного института искусств и культуры.
Это была вынужденная мера. Необходимо было уйти в свободное плавание, чтобы никакая цензура не мешала свободно существовать театру. Тогда мы ушли в несценическое пространство — рок-клуб “InROCK”. Там мы сыграли спектакль “Кислород” по пьесе И. Вырыпаева. После этого мы долго скитались по подвалам, музеям, кофейням, играли даже на крыше и просто на улице у заброшенного фонтана.
— Расскажи про своё видение театрального процесса.
— Театр — это прежде всего не место, а люди. Поэтому для меня очень важно то, кто рядом со мной. Тот театр, который делаю я — это театр одержимых людей, прежде всего единомышленников, где мы полностью понимаем друг друга, поддерживаем, помогаем. У меня есть команда, готовая отправится со мной в любое приключение. Может быть, благодаря тому, что есть эти люди, у нас и получается такое свободное движение. Наш театр выживет в любых условиях, но, конечно, нам бы хотелось, чтобы это были хотя нормальные условия.
И вот, когда есть такая команда, то можно браться за любые театральные дела. Можно сказать, что, в этом плане, я счастливый человек.
НС2 — это модель мира, который может справиться с любыми неприятностями. Наверное, сейчас это главное. Тогда и получается такой настоящий, искренний театр, в который всегда приходят зрители, куда бы и когда бы мы их не позвали.
Такой процесс для меня сейчас важен. Процесс свершения чего-то настоящего у тебя на глазах из ничего.
— Что было интересного на фестивале?
— Приехали очень разные и интересные ребята. Как профессионалы, так и любители. И все перемешались. Наверное, это самое главное: нам всем есть чему друг у друга поучиться.
— Будете ли проводить еще фестиваль?
— Сейчас это во многом зависит не от нас. Мы 4 года делаем этот фестиваль, готовясь к нему целый год, собираем средства. Сейчас жизнь складывается, что нет работы в Белгороде, и мы вынуждены искать работу в другом городе. Может быть театр и перестанет существовать, а вместе с ним и фестиваль. Этого не знает никто.