Круглый стол “Роль театрального искусства в формировании личности и развитие детской драматургии”

Главная > Главная > Новости > Круглый стол “Роль театрального искусства в формировании личности и развитие детской драматургии”

3 июля 2024 года в Москве Движением “Русская Мечта” и Национальной ассоциацией Драматургов был организован круглый стол «Роль театрального искусства в формировании личности и развитие детской драматургии».

Со вступительным словом выступил координатор Экспертного совета Движения Сергей Баранов. Ответственный секретарь Движения Андрей Коваленко и генеральный директор Национальной Ассоциации Драматургов (НАД) Алина Полякова представили свой совместный проект, реализуемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив — Конкурс пьес «Детство. Отрочество. Юность». В Конкурсе могут принимать участие драматурги, пишущие свои пьесы для подрастающего поколения. По итогам Конкурса будут отобраны три победителя, которые получат грант для постановки пьесы в одном из трёх театров: Драматическом театре Северного флота (г. Мурманск), Драматическом театре Черноморского флота им.  Б. А. Лавренева (г. Севастополь) или в Драматическом театре Тихоокеанского флота (г. Владивосток).

После презентации конкурса началась основная часть мероприятия, посвященная обсуждению качества современной детской драматургии, работы ТЮЗов и ряда других вопросов. В работе круглого стола приняли участие: заместитель Председателя НАД, драматург, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института имени А. М. Горького Владимир Малягин, главный режиссер Смоленского камерного театра Петр Орлов, кинорежиссер и сценарист Владимир Фатьянов, автор книг для детей, советник ректора Государственного университета управления Сергей Чуев, а также члены Национальной ассоциации драматургов: Елена Коллегова, Ирина Ордынская, Александра Фомина и Александр Горбачев. По итогам мероприятия экспертами были определены основные направления для дальнейшей работы по оздоровлению детской драматургии.

Движение «Русская Мечта» представляет подборку наиболее значимых тезисов, озвученных на круглом столе.

1) Малягин Владимир — заместитель Председателя Национальной Ассоциации Драматургов, драматург, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института имени А. М. Горького:

— Даже такую классику, как «Горе от ума» можно извратить. Детям извращенная постановка классиков может понравиться. Они могут посчитать ее современной.

— При капитализме невыгодно официально ограничивать культурную среду. Но при нем часто финансируются отнюдь не патриотические проекты.

— Крайне важно понимать, что слова могут быть сильнее атомной бомбы.

— В культурной сфере много глобальных проблем, которые сейчас может решить только Президент.

2) Орлов Петр — главный режиссер Смоленского камерного театра:

— Театральные режиссеры очень часто обращаются к известным для всех сюжетам. О классике, конечно же, забывать нельзя, но не нужно ей ограничиваться. Нам нужны спектакли, которые будут поднимать для ребенка наиболее острые и актуальные вопросы.

— Важно с детства заинтересовать человека театром. Если это получится сделать, то, скорее всего, интерес к театру у него не пропадет даже во взрослом возрасте

— К сожалению, часто театральные режиссеры ориентируются на уже испорченные вкусы ребенка.

3) Фатьянов Владимир — режиссер, член Союза кинематографистов, член Гильдии Кинорежиссеров России:

— Нет ничего плохого в том, что в театрах используется классическая проза. Она может быть осовременена.

— Детская драматургия не должна быть завязана на юморе уровня «ТНТ». Она должна иметь глубину.

— Детская драматургия должна цеплять не только ребенка, но и его семью, ведь ребенок не приходит на спектакль один.

— В кино многое построено на эффектах. Театр тоже может на это ориентироваться. Можно вспомнить деятельность Эйзенштейна в театре (монтаж аттракционов). Привлечь юного зрителя может эксцентричный спектакль, его необычность, чудо на сцене. Музыка также может привлечь ребенка, ведь многие дети не могут жить без музыки.

4) Чуев Сергей — автор книг для детей, советник ректора Государственного университета управления, доцент, кандидат исторических наук:

— Наш театр еще не избавился от колониальных ярлыков. Он до сих пор воспроизводит такие колониальные стандарты, как, например, «Старая добрая Англия».

— У нас в стране отсутствует культурная политика по выявлению и продвижению талантливых и патриотических авторов. В свое время Успенский стал культовым не только потому, что он был талантливым, а еще и потому, что ему была оказана государственная поддержка.

— Инфраструктура поддержки произведений, работающих на чужую мягкую силу, у нас в стране есть. Патриотические проекты же зачастую существуют на общественных началах.

5) Коллегова Елена — актриса, драматург, член Национальной Ассоциации Драматургов:

— К сожалению, у нас в стране очень мало конкурсов, посвященных драматургии для детей и юношей.

— Современная детская драматургия вызывает много вопросов: недетские темы, злые и пошлые тексты.

— Авторам очень сложно заинтересовать наше подрастающее поколение, ведь оно очень редко читает книги.

6) Ордынская Ирина — драматург, член Национальной Ассоциации Драматургов:

— Новогодние пьесы и сказки — это прекрасно. Но юного зрителя нужно не только развлекать. Через театр дети должны приобщиться к духовному наследию России. Если этого не произойдет, то они никогда не смогут почувствовать себя русскими людьми.

— Нужно взращивать не только драматургов, но и режиссеров, которые будут готовы ставить их пьесы.

— Без современных пьес театр не может существовать. Работая только на старом материале, он превращается в музей.

— Театр — один из самых мощных видов искусства в плане воздействия на детей, потому что игра для детей — это естественный процесс. И в театре он верит полностью в происходящее.

— Надо воспитывать в детях историческое мышление. Когда мы говорим с детьми об истории страны, они примеряют эту историю на себя. Когда они видят героя, они чувствуют себя этим героем.

— К сожалению, во взрослых театрах очень мало пьес для детей. В этом есть некое лукавство. Школьники проходят серьезнейшие произведения Толстого и Достоевского, но посетить поставленные по их произведениям спектакли подросток часто не может.

— Во многих театрах нет завлитов, то есть в них даже бесполезно посылать пьесы. Разрушена связь драматургов с театрами.

— Издательства превратились в фабрики по зарабатыванию денег. Многие литературные премии работают на искусственную раскрутку произведений. Книги, которые выигрывают такие престижные премии, как «Большая книга» могут получать даже произведения, написанные литературными рабами.

— Качественный текст могут продвигать не только крупные издательства, но и читатели, которые будут всячески его продвигать среди своих знакомых. А самая главная награда для писателя — это читатель.

— Самая страшная цензура — это цензура кошелька.

7) Фомина Александра — драматург, член Национальной Ассоциации Драматургов:

— Сейчас пьесы для подростков зачастую пишут молодые драматурги. Они хорошо понимают специфику подростковой жизни, но у них очень депрессивные работы. В их произведениях практически не встречается нормальная семья, а главный герой там всегда является жертвой. Возможно, ситуация начала меняться. По словам театрального критика Павла Руднева идея ребенка жертвы в сетях родительской опеки, пороков взрослых и общественной диктатуры начинает сменяться идеей ребенка-агрессора.

— На многих конкурсах для драматургов существует негласный запрос на пьесы, которые очерняют Россию. У таких произведений всегда высокие шансы на победу. Молодые авторы, к сожалению, активно стараются данному запросу угодить.

— Я практически не встречала пьес для подростков о служении и любви к стране, о каких-то великих свершениях, также практически нет комедий.

8) Горбачев Александр — драматург, член Национальной Ассоциации Драматургов:

— Меня сильно удивило то, что еще есть режиссеры, которые ищут новые пьесы.

— Детский драматург должен осознавать весь груз своей ответственности. Он должен писать, понимая, что его творчество отразится на будущем ребенка.

— В детской пьесе должно быть две составляющие: творческая и педагогическая.

— Я верю, что конкурс «Детство. Отрочество. Юность» даст толчок для драматургов. Многие из них будут очень рады тому, что их заметили.

Мероприятие состоялось при поддержке АНО «Интеграция».

Прием конкурсных работ продлится с 1 августа по 31 декабря 2024 года. Форма для подачи заявок будет доступна по ссылке. Следите за ходом Конкурса на наших ресурсах!

Сайт Общероссийского Общественного Движения “Русская Мечта”

23.07.2024