Делегация НАД приняла участие в VII Ставропольском Форуме Всемирного Русского Народного Собора

   Малика Дубина, драматург, член НАД

   Прошедший 24-25 октября 2019 года в Ставрополе VII Форум Всемирного русского народного собора «Русский язык в межнациональном согласии» объединил под своей сенью всех неравнодушных к текущему состоянию русского языка и обеспокоенных дальнейшей судьбой его эволюционирования. Целью форума стала выработка предложений для органов государственной и исполнительной власти, направленных на поддержку мер по усилению роли и значения русского языка. В одном из направлений работы Форума – секции «Культуросозидающие функции русского языка в театре и кино», приняла участие  делегация Национальной Ассоциации Драматургов.

  В состав делегации вошли: заместитель председателя Совета НАД Владимир Юрьевич Малягин; драматург, член НАД Малика Дубина; драматург, член НАД Глеб Нагорный; режиссер, художественный руководитель театральных проектов НАД Павел Карташев.

   Вошедший в президиум секции и сделавший доклад на тему: «Чего нам ждать? Перспективы развития русского реалистического театра как культурного носителя языка», Владимир Юрьевич Малягин рассказал участникам о культурно-просветительских задачах, которые ставит перед собой Национальная Ассоциация Драматургов, способствуя выявлению и популяризации достойных творческих произведений путем проведения ежегодного конкурса «Автора — на сцену!». Открыть миру новое талантливое произведение, сделать достоянием общественности имя талантливого драматурга — миссия сама по себе достойная, но НАД пошел значительно дальше, соединив авторов и театральные площадки. И итогом прошедшего в 2018 году конкурса стали реализованные по пьесам победителей конкурса спектакли в ряде российских театров.

   Сообщение на тему «Культура на распутье. Театр „режиссёрского дискурса“ или театр авторского слова?» Павел Карташев начал с демонстрации ряда слайдов, содержание которых было бы вполне уместно для иллюстрации книги «Сто дней Содома». Однако все они, как выяснилось, – сцены из классических пьес – «Дяди Вани» и «Чайки» Чехова, «Бесприданницы» Островского, «Братьев Карамазовых» Достоевского и «Мертвых душ» Гоголя. И это — в условиях, когда значительная часть молодежи знакомится с произведениями классиков не из первоисточников, а путем просмотра видеофильмов или посещения подобных театральных постановок, становится действительно страшным. А ведь первое впечатление – самое сильное. Попробуйте потом объяснить подростку, что Екатерина Островского – слабая, задавленная средой женщина с тонкой и чувствительной душой, жаждущей любви и понимания и гибнущая от тяжкой внутренней борьбы между долгом и велением сердца. После просмотра подобного спектакля в его сознании твердо утвердится образ жуткого андрогинного существа, которое по ходу пьесы имеют все мало-мальски значимые персонажи и, в первую очередь, режиссер. Искажение авторского замысла, навязывание классическим пьесам извращенного больными фантазиями подтекста – вот что беспокоит верных идеалам театрального искусства режиссеров.                                               

   «Вас всю жизнь обманывали! Чебурашка – не милый, пушистый зверек, а монстр», — так закончил доклад один из чересчур увлекшихся поиском скрытых смыслов в любимых всеми нами фильмах и мультфильмах оратор. Досталось в выступлении и шведскому «троллю» Карлсону. Но Карлсон и Чебурашка могут жить спокойно — их честь и достоинство с успехом отстоял наш коллега, Глеб Нагорный, в слове, предваряющем его основной доклад. «Трудно найти черную кошку в темной  комнате, особенно, если там ее нет» — наверное, так, вкратце, можно было бы передать его речь в поддержку всем незаслуженно оскорбленным героям киноиндустрии. И, хотя все это, возможно, выглядит не очень серьезным, на самом деле вплотную подводит нас к очень непростому вопросу – как в попытке избавить зрителя от явных искажений истории, фактов, смыслов, избежать опасности удариться в другую крайность и, пугаясь  собственных фобий, не начать очередную охоту на ведьм. Перейдя непосредственно к теме доклада — «Отечественный авторский кинематограф. Тенденции развития», Глеб Нагорный сделал краткий, но познавательный обзор последних достижений в области авторского кино, осветив ряд работ, представляющих интерес для зрителя как в плане контекста, так и в подходах к съемке картин.

  Еще одну тему — «Ненормативная лексика в современном театре: за и против», осветила в своем сообщении участник делегации Малика Дубина. Она дала краткую историю попыток борьбы с обсценной лексикой на государственном уровне от времен князя Василия III и до наших дней. Были рассмотрены взгляды сторонников и противников нецензурной брани на сцене и выдвигаемые ими доводы в поддержку своих мнений. Несмотря на то, что сам докладчик убежден, что художественный смысл и сила воздействия на зрителя произведения, если оно по-настоящему талантливо, не могут пострадать в результате запрета употребления бранных слов, тотальный запрет всегда несет в себе угрозу, рождая уродливые формы противодействия. Однако попытки государства в борьбе за чистоту языка похвальны и вселяют оптимизм.

 

   Глеб Нагорный, драматург, член НАД

   От поездки остались самые теплые воспоминания. Во-первых, преобразился сам Ставрополь. Лет 10 тому назад в Ставропольском академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова шел спектакль по моей пьесе «Лайф-Лайф». И с городом я, в целом, неплохо знаком. Так вот, за эти годы город стал еще красивее, чище, а по некоторым урбанистическим показателям, пожалуй, что начал превышать многие европейские города. Это к вопросу о положительных изменениях, происходящих в стране. А летом мне еще довелось увидеть и Пятигорск с Невинномысском, от которых тоже остались только приятные впечатления. Иными словами, нужно чаще ездить по стране и смотреть на преображающиеся города своими глазами, а не «зрачками» оппозиционных Интернет-ботов, цель у которых одна — внести сумятицу и разброд в зависимые от соцсетей умы.

   В хорошем смысле поразили священнослужители. За годы советской власти в нас ржавым гвоздем вбили мысль о том, что все, связанное с верой и православием, является мракобесием и опиумом для народа. Именно с этим гвоздем в голове я и поехал на форум. Но, надо сказать, прогрессивность взглядов, внутренняя свобода, четкая связь с реальностью и необычайная эрудированность священнослужителей могла бы дать фору многим светским лицам. В частности, некоторым киноведам, витиеватые речи которых приходилось слышать со сцены. Словом, ржавчина с моего гвоздя стала постепенно сходить.

   Ну и, конечно, впечатлила слаженность всего процесса. Был не контроль, а именно мягкая опека, шефство, если угодно — «отцовство» организаторов. Мне доводилось быть на многих съездах и конференциях, и пока я с уверенностью могу сказать, что форум занимает одну из первых строчек в этом реестре.

 

 

11.11.2019