«Белая гвардия» Булгакова в МХАТ им Горького

Павел Карташев, режиссер, критик

О спектакле хочется написать подробнее, перечитать пьесу, прочитать увиденную вчера редакцию пьесы – тонкую, мощную, и пересмотреть фильм Басова. Но это всё после.
Напишу впечатления.
Видно, что героев играют актёры старше, чем то прописано у Михаила Булгакова. Татьяна Шалковская (Елена), Валентин Клементьев (Алексей Турбин), Михаил Кабанов (Шервинский) играли в этой постановке в 90-е гг. Поставленный в 1991 году народной артисткой СССР Татьяной Васильевной Дорониной спектакль восстановлен в этом году народными артистами России Клементьевым и Кабановым. Надо признаться, это первый спектакль, который я смотрел по этой пьесе. И слава Богу, что в МХАТ им Горького. Мне и нужен был театральный историзм, «нафталин» в хорошем смысле если угодно, я хотел прочувствовать живую связь с тем знаменитым спектаклем 1926 года, ставшим своего рода «Чайкой» второго поколения Художественного театра.
«Белая гвардия» – название самого Булгакова, авторский вариант пьесы находился в музее театра им Вахтангова. Вахтанговский музей с пониманием отнесся к просьбе МХАТ им Горького. В соответствии с замыслом автора, был взят именно этот вариант.
В 1926 году постановка этой пьесы произвела фурор в театральной Москве. Машинистка И.С. Раабен (дочь генерала Каменского), которая печатала роман «Белая гвардия», вспоминала: «Спектакль был потрясающий, потому что всё было живо в памяти у людей. Были истерики, обмороки, семь человек увезла скорая помощь, потому что среди зрителей были люди, пережившие и Петлюру, и киевские эти ужасы, и вообще трудности гражданской войны…».
В версии 2018 года чувствуется очень чуткое отношение к автору, к духу пьесы. Булгаков, что называется, проступает как живой в этой камерной истории – авторской редакции без гетмана, петлюровцев, германских офицеров и массовок с юнкерами и гайдамаками. В сюжете лихо замешаны любовь и война, честь и предательство, трусость и достоинство, Россия и Запад, Троцкий и «мужички-богоносцы» Достоевского, а поверх всего этого феноменальный булгаковский юмор и булгаковская же глубина. Невероятно актуальный текст, настоящая современная пьеса! Так всё остро, животрепещуще, так всё попадает в сегодняшний день… Проблема украинизации столетней давности ровно та же, той же политической направленности, что и сейчас. «Европе нужна гетманская Украина как кордон от московских большевиков», — говорит «крыса» Тальберг.
Отличительной чертой спектакля является экзистенциальное ДВИЖЕНИЕ К ОСОЗНАНИЮ судьбы России. Банально звучит, но судьбы героев растворяются в судьбе России, истаивают в ней, ты это видишь и чувствуешь. Видишь и чувствуешь весь 20-й век и начало нашего 21-го, ощущаешь живую связь с теми людьми и понимаешь, что мы, по сути, ЖИВЁМ С НИМИ В ОДНО ВРЕМЯ. У Бога нет мёртвых, у Бога все живы… Я бы назвал это время «временем града Китежа», неким потаённым местом, где мы, русские, зализываем раны, копим силы, молимся, любим, страдаем, работаем, служим, верим и боремся, но никогда не сдаёмся. Здесь, в этом сакральном месте-пространстве, живут и помогают нам Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Островский, Чехов и Горький. Это наш «священный Грааль», здесь набирался и хранится русский культурный код, здесь «мы отдохнём» после смерти.
Занавес с чеховской «Чайкой» закрылся, а впечатление «затонувшего Китежа» русского духа осталось, ушедшего на дно до поры до времени от лихой поры, от годины безумия. От всего того, в чём мы с вами, собственно, и живём…

28.09.2018

10.03.2019