Омельченко Татьяна

Омельченко Татьяна Николаевна

журналист, сценарист, драматург, продюсер

Мечтала ли я с детства стать драматургом? Конечно, нет. Даже не помышляла. Но почему-то  уже в десятом классе упросила родителей выписать мне журналы «Театр» и «Советская драматургия».  И буквально запоем,  вместо романов о любви – чего еще можно хотеть в шестнадцать лет – начала читать пьесы, как будто готовила себя к будущей роли в театре, правда, на посту завлита. На этом пролог истории: как я пришла в драматургию, вернее, к ее порогу, завершается.

Как в каждом произведении, а в пьесе тем более, важна интрига. Но, чтобы она  появилась в моем повествовании, вначале нужно было появиться мне, автору, на белый свет.  Это незначительное событие совпало с грандиозным  юбилеем: двадцатому веку  стукнуло пятьдесят! Как вы поняли: я из поколения послевоенных детей. А посему у меня, как у всех: школа, октябрятская звездочка, пионерский отряд и комсомол. Нигде, честно говоря, меня не выдвигали на посты, учитывая строптивый характер, но, без   ложной скромности, скажу: я всегда была заводилой, но не подпевалой.  Это не только усложнило мою дальнейшую жизнь, но и научило держать удар.

В результате моего характера в 1984 году, не сработавшись с руководством Донецкой государственной телерадиокомпании ( финал эпохи застоя), я написала дерзкое заявление об уходе по собственному желанию. За плечами была десятилетняя,  вполне успешная работа редактора, впереди –  свободная неизвестность! И  тут судьба  преподнесла мне подарок, о котором я втайне мечтала: мне предложили работу в театре…

Вот вам и зигзаг удачи! Так я, имея диплом журналиста, стала заведующей литературной частью Донецкого областного театра юного зрителя, как говорят в народе: завлитом!   Я была очарована всем:  и самим  театром,  торжественно безлюдным  и  живым, наполненным голосами детворы;  и актерами –  особым народом, комфортно чувствующими себя  в костюмах  белочек и зайчиков, как   на сцене, так и на заседании профсоюзного комитета; и  чтением новых пьес  с возможностью влиять на формирование  репертуара;  и главным режиссером, с которым я почти на равных могла обсуждать не только новые постановки, но и будущее нашего театра. Именно этот человек, Геннадий Петрович Пименов, и стал моим первым учителем в удивительном мире  драматургии.   В поиске интересного материала  для ТЮЗа я предложила сделать инсценировку  «Мишкиных рассказов» Николая Носова. Главный режиссер  поручил написать  такую пьесу мне.   Я, конечно, понимала разницу между телевизионным сценарием и пьесой, но желание попробовать себя на новом поприще преодолело страх: взяться за новое дело.  Несомненно, талантливый режиссер  наполнил пьесу энергией, яркими красками и  музыкальной палитрой, но, все же, я гордилась моей первой работой! А главное:  нашему взыскательному зрителю она не показалась скучной.

Как часто бывает в театрах: уходит любимый труппой главный режиссер и народ, то бишь, актеры, начинают разбегаться. На этот раз ребятам повезло: их пригласили в только что созданный первый в Заполярье театр «Вахта» в городе Лабытнанги. Большая актерская труппа дала согласие на работу, пригласив в свою команду и меня, в роли завлита. Конечно, я согласилась, но чтобы не быть свадебным генералом в поездках на Ямал, мне захотелось иметь собственную программу, тем более, что на телевидении я вела многие передачи.  Самой удобной формой в данном случае мне показался жанр литературного театра. За основу  взяла произведения Варлама Шаламова из сборника  «Колымские рассказы». Пьеса для одного актера «Черные камни» появилась в самый разгар эпохи перестройки. Запретные темы сталинской эпохи, безусловно, были  актуальными в народе. Отчасти, этим можно объяснить  тот интерес к спектаклю, который с успехом прошел и в Заполярье, и в городах Донецка…

Следующий поворот в моей судьбе произошел в 1990 году: мне предложили вернуться  на телевидение, правда, уже в роли  главного редактора, а затем генерального директора Донецкой городской телекомпании. Административная работа на  17 лет разлучила  меня с театром. И все же, несмотря на сумасшедшую загруженность, мне удалось стать автором ежемесячной детской музыкально-развлекательной программы «Только раз в году».  А поскольку для каждой передачи писался оригинальный сценарий, своего рода пьеса продолжительностью 45 минут, то я  вполне могу считать, что с драматургией я все же не рассталась. За четырнадцать  лет существования популярного шоу было написано свыше 160 мини-пьес, а зрительный зал составили  более  миллиона детей Донецкой области.

Желание творить не имеет возраста. В  73 года я – начинающий драматург.  Сегодня в работе три пьесы и все предназначены для детей от 5 до 16.  Мечтаю, чтобы первыми зрителями новых спектаклей стали дети Донбасса. Многие годы они были лишены мирного неба и радости…

Не знаю:  хватит ли мне фантазии и жизни создать что-то достойное таких зрителей. Но я желаю этого всем сердцем!

Член Национальной Ассоциации Драматургов России с 2023 года,

Член Союза журналистов России с 1976 года