Омельченко Татьяна
Омельченко Татьяна Николаевна
журналист, сценарист, драматург, продюсер
Мечтала ли я с детства стать драматургом? Конечно, нет. Даже не помышляла. Но почему-то уже в десятом классе упросила родителей выписать мне журналы «Театр» и «Советская драматургия». И буквально запоем, вместо романов о любви – чего еще можно хотеть в шестнадцать лет – начала читать пьесы, как будто готовила себя к будущей роли в театре, правда, на посту завлита. На этом пролог истории: как я пришла в драматургию, вернее, к ее порогу, завершается.
Как в каждом произведении, а в пьесе тем более, важна интрига. Но, чтобы она появилась в моем повествовании, вначале нужно было появиться мне, автору, на белый свет. Это незначительное событие совпало с грандиозным юбилеем: двадцатому веку стукнуло пятьдесят! Как вы поняли: я из поколения послевоенных детей. А посему у меня, как у всех: школа, октябрятская звездочка, пионерский отряд и комсомол. Нигде, честно говоря, меня не выдвигали на посты, учитывая строптивый характер, но, без ложной скромности, скажу: я всегда была заводилой, но не подпевалой. Это не только усложнило мою дальнейшую жизнь, но и научило держать удар.
В результате моего характера в 1984 году, не сработавшись с руководством Донецкой государственной телерадиокомпании ( финал эпохи застоя), я написала дерзкое заявление об уходе по собственному желанию. За плечами была десятилетняя, вполне успешная работа редактора, впереди – свободная неизвестность! И тут судьба преподнесла мне подарок, о котором я втайне мечтала: мне предложили работу в театре…
Вот вам и зигзаг удачи! Так я, имея диплом журналиста, стала заведующей литературной частью Донецкого областного театра юного зрителя, как говорят в народе: завлитом! Я была очарована всем: и самим театром, торжественно безлюдным и живым, наполненным голосами детворы; и актерами – особым народом, комфортно чувствующими себя в костюмах белочек и зайчиков, как на сцене, так и на заседании профсоюзного комитета; и чтением новых пьес с возможностью влиять на формирование репертуара; и главным режиссером, с которым я почти на равных могла обсуждать не только новые постановки, но и будущее нашего театра. Именно этот человек, Геннадий Петрович Пименов, и стал моим первым учителем в удивительном мире драматургии. В поиске интересного материала для ТЮЗа я предложила сделать инсценировку «Мишкиных рассказов» Николая Носова. Главный режиссер поручил написать такую пьесу мне. Я, конечно, понимала разницу между телевизионным сценарием и пьесой, но желание попробовать себя на новом поприще преодолело страх: взяться за новое дело. Несомненно, талантливый режиссер наполнил пьесу энергией, яркими красками и музыкальной палитрой, но, все же, я гордилась моей первой работой! А главное: нашему взыскательному зрителю она не показалась скучной.
Как часто бывает в театрах: уходит любимый труппой главный режиссер и народ, то бишь, актеры, начинают разбегаться. На этот раз ребятам повезло: их пригласили в только что созданный первый в Заполярье театр «Вахта» в городе Лабытнанги. Большая актерская труппа дала согласие на работу, пригласив в свою команду и меня, в роли завлита. Конечно, я согласилась, но чтобы не быть свадебным генералом в поездках на Ямал, мне захотелось иметь собственную программу, тем более, что на телевидении я вела многие передачи. Самой удобной формой в данном случае мне показался жанр литературного театра. За основу взяла произведения Варлама Шаламова из сборника «Колымские рассказы». Пьеса для одного актера «Черные камни» появилась в самый разгар эпохи перестройки. Запретные темы сталинской эпохи, безусловно, были актуальными в народе. Отчасти, этим можно объяснить тот интерес к спектаклю, который с успехом прошел и в Заполярье, и в городах Донецка…
Следующий поворот в моей судьбе произошел в 1990 году: мне предложили вернуться на телевидение, правда, уже в роли главного редактора, а затем генерального директора Донецкой городской телекомпании. Административная работа на 17 лет разлучила меня с театром. И все же, несмотря на сумасшедшую загруженность, мне удалось стать автором ежемесячной детской музыкально-развлекательной программы «Только раз в году». А поскольку для каждой передачи писался оригинальный сценарий, своего рода пьеса продолжительностью 45 минут, то я вполне могу считать, что с драматургией я все же не рассталась. За четырнадцать лет существования популярного шоу было написано свыше 160 мини-пьес, а зрительный зал составили более миллиона детей Донецкой области.
Желание творить не имеет возраста. В 73 года я – начинающий драматург. Сегодня в работе три пьесы и все предназначены для детей от 5 до 16. Мечтаю, чтобы первыми зрителями новых спектаклей стали дети Донбасса. Многие годы они были лишены мирного неба и радости…
Не знаю: хватит ли мне фантазии и жизни создать что-то достойное таких зрителей. Но я желаю этого всем сердцем!
Член Национальной Ассоциации Драматургов России с 2023 года,
Член Союза журналистов России с 1976 года